Бадертдинова Екатерина Владимировна, учитель химии МКОУ «Средняя школа №1», р.п. Бисерть
В настоящее время к выпускникам школ предъявляются большие требования. Им необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, уметь обобщать, делать выводы, быть творчески мыслящимися людьми, чтобы утвердиться в жизни.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс доктором педагогических наук А.С. Границкой. В основе адаптивной технологии лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на вопросы: Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться? В условиях адаптивной технологии обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Адаптивная технология дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей. Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Трудоемкость опыта применения адаптивной технологии определяется составляющими: диагностика первоначальных знаний и умений по предмету; составление технологических карт; подбор разных по уровню заданий; обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; мониторинг деятельности учащихся; итоговая диагностика знаний и умений; организация групповой и парной работы.
В чем же заключается система моей работы при адаптивной технологии обучения? Организационную сущность адаптивной технологии можно представить в виде модели, представленной ниже:
В этой модели я как учитель часть времени работаю вместе со всеми учениками, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.
Вариант урока можно представить следующим образом:
1) входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц-опроса, фронтальной беседы, теста, химического диктанта);
2) объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;
3) самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с адаптивными заданиями;
4) индивидуальная работа с учащимися на фоне самостоятельно работающего класса.
Поиск новых подходов к организации самостоятельной деятельности помог мне в разработке приемов самостоятельной устной работы. После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет мне видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь. Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку. Каждый идет по своей индивидуальной траектории, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий. Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов самостоятельной регуляции и полная занятость всех учащихся. Если учащимся предложены многоуровневые задания, то ученик выбирает свой уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку «3» и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься на балл. У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носит вспомогательный характер. Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения. Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера. С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему использую различные приемы: эвристическую беседу; проблемное изложение; мозговой штурм.
Таким образом, использование адаптивной технологии на уроках химии позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.