Сытова Наталья Леонидовна, учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» город Верхняя Салда
Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования. Оно формирует систему химических знаний как компонента естественно-научной картины мира, вырабатывает понимание общественной потребности в развитии химии и отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
Добиться усвоения знаний можно, как известно, разными способами. Обычно учитель сам предпочитает изложить новый материал, особенно на уроках, во время которых планируется довести до сведения учащихся большой объем информации. Но чтобы ученики овладели навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умели анализировать и планировать экологически безопасное поведение, приобрели опыт использования различных методов изучения веществ необходимо вовлекать их в исследовательскую деятельность, где они будут самостоятельно решать встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминать и осознавать изучаемое. Поэтому возникает необходимость внедрения исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс по химии. Но, не на каждом уроке приемлемо исследование, особенно при 1 часе в неделю.
В связи с этим развитие исследовательской деятельности учащихся переноситься на внеурочное время и осуществляется в виде разработки, представления и защиты научно – исследовательских работ.
Для того, что бы вовлечь своих учеников в исследовательскую деятельность, во время уроков я привожу примеры из исследовательских работ.
Так в 8 классе при знакомстве с индикаторами демонстрирую результаты исследовательской работы « Индикаторы своими руками», где автор получил индикаторы из лепестков цветов, произрастающих на его дачном участке (Рис.1).
№ | Растение | Среда | ||
Нейтральная | Кислая | Щелочная | ||
1 | Петунья |
Рис. 1 Элемент шкалы самодельных индикаторов
В 9 классе при изучении темы металлы знакомлю учащихся с результатами работы «Качественный и частично количественный анализ почв в условиях школьной лаборатории».
В этой работе автор исследовал состав почвы нашего района на содержание железа,
меди и свинца, используя качественные реакции (Рис.2)
Рис. № 2 Проба на содержание свинца в почвенной вытяжке
При упоминании магнитных свойствах железа демонстрирую учащимся ферромагнитную жидкость, полученную в условиях школьной лаборатории учениками 10 класса при разработке исследовательского проекта « Ферромагнитная жидкость в условиях школьной лаборатории».
В ходе изучения темы коррозия металлов демонстрирую результаты исследовательской работы «Получение малахита в условиях школьной лаборатории». В работе авторы рассказывают об образовании малахита в природе, объясняют, что малахит можно обнаружить на медных изделиях и практически повторяют природный процесс образования малахита.
При знакомстве со свойствами алюминия упоминаю о результатах работы учащихся 10 класса «Гальванопластика в школе». Продуктом этого проекта был макет герба нашего города, выполненный в технике гальванопластики, алюминиевая деталь не покрывалась медью до тех пор, пока не была обезжирена щелочью (Рис. 3).
При изучении темы «Силикатная промышленность» рассказываю о способе получения легкоплавкого стекла, который осуществил на практике, в условиях школьной лаборатории учащийся 9 класса работая над исследовательским проектом «Некоторые вопросы химии и физики стекла».
Рис. 3. Лист растения и алюминиевая деталь, покрытые медью с помощью гальванопластики.
В 10 классе, при знакомстве с природными источниками углеводородов в презентации показываю перегонку нефти в условиях школьной лаборатории и очистку воды от нефти с помощью волос, угля и древесных опилок. Все эти эксперименты проведены в ходе исследовательской работы ученика 10 класса «Перегонка нефти в условиях школьной лаборатории» (Рис.4).
Рис. 4 Перегонка нефти в школьной лаборатории
В 11 классе при изучении темы металлы выделяю целый урок производству титана, поскольку наше градообразующие предприятие «ПАО «Корпорация ВСМПО — АВИСМА». На этом занятии представляю результаты исследовательского проекта «Анодирование титана».
Для использования результатов исследовательских работ учащихся в ходе урока приходиться тщательно подбирать темы для исследования, искать методики эксперимента, но затраченные усилия и время повышают интерес учащихся к исследовательской деятельности и химии как науке.
Источники информации
- Волкова М. 8м «Качественный и частично количественный анализ почв в условиях школьной лаборатории». Школа № 2 г. Верхняя Салда 2016 год;
- Волкова М. Космычев А. 9м «Получение малахита в условиях школьной лаборатории» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2017 год;
- Дроник Я. 10а «Анодирование титана» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2014 год;
- Муромцева Е. 10а «Гальванопластика в школе» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2013 год;
- Печенкин Н. 10а «Перегонка нефти в условиях школьной лаборатории» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2011 год;
- Сытова В. 6б «Индикаторы своими руками» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2014 год;
- Тетюшкин И. 9м «Некоторые вопросы химии и физики стекла» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2014 год;
- Устюжанин Е. 10а «Ферромагнитная жидкость в условиях школьной лаборатории» Школа № 2 г. Верхняя Салда 2012 год;