Мухаматянова Эльза Рамазановна, учитель химии МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево
Химия сложный предмет, а в школьном курсе на него отведено не много времени. Поэтому перед учителем встает задача мотивировать учащегося к предмету А как это сделать? На это и направлена моя работа, это является темой моего самообразования. Одним из мощных способов мотивации к учению является проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Что представляет собой проектно-исследовательская деятельность? Исследовние – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование – научный метод (процесс) изучения чего-либо. Проект бывает краткосрочный (5-6 уроков) и долгосрочный (четверть, полугодие). Мы с учениками проводим чаще краткосрочные и редко долгосрочные. Используем практико-ориентированные проекты-исследования, нацеленные на интересы самих участников проекта, которые быть использованы в жизни класса, школы, деревни. Ведь для обучающихся наиболее актуальна информация о том, что их окружает. Пробудив интерес к проблеме, остается только наблюдать за тем, как ученик сам находит информацию, проводит опыты, сравнивает и делает выводы. А педагог направляет. Я считаю, что это и есть современная образовательная система.
В прошлом учебном году мы с моей ученицей работали над проектно-исследовательской работой на научно-практическую конференцию школьников на тему: «Физико-химический анализ почвы для озеленения школьного участка». Актуальность этой темы в том, что нам необходимо было знать состав, структуру, тип почв для того, чтобы определить какие агротехнические мероприятия нужно провести для улучшения плодородия почвы и какие зеленые насаждения произрастают на этом типе почв.
Ученица, которая взялась за этот проект, не сильна в химии, но благодаря этому проекту она узнала для себя много нового по предмету, закрепила старые знания и переборола страх выступления перед аудиторией. На первом этапе сформулировали тему, определили цель и задачи. Изучив теорию, перешли к практике, а именно, отобрали образец почвы и приступили к его исследованию. Важно заметить то, что ученица проводила все манипуляции сама, под моим контролем. Проведя все необходимые исследования, мы пришли к выводам: почва пришкольного участка слабокислая, слабогумусная и среднеплодородная. Имея такие данные, благодаря дополнительной литературе, моя ученица без труда подготовила рекомендации для улучшения плодородия пришкольного участка. Конечно, ей было непросто, ведь это большой объем информации, который нужно усвоить и применить на практике. Но благодаря стараниям, которые она приложила, у нее все получилось. Если бы не было мотивации, она бы не смогла все это проделать. И на конференции она получила грамоту за высокий уровень научно-исследовательской работы.
В этом году мы также готовимся к научно-практической конференции школьников и мои обучающиеся определили тему для проектно-исследовательской деятельности: «Исследование качества питьевой воды в д. Урмикеево». Эту тему они выбрали самостоятельно, так как качество питьевой воды из школьного колодца оставляет желать лучшего, емкости, в которых хранится вода из школьного колодца, приобретают зеленоватый налет. Определили основные задачи, цель, методы и приступили к работе. Для отбора проб выбрали следующие источники питьевой воды: школьный колодец, речка Уфейка, протекающая через всю деревню, скважина водонапорной башни с глубины залегания 70 м, скважины в частном доме с глубины залегания 40 м. Исследование образцов пробы воды начали с органолептических показателей (вкус, запах и прозрачность, то есть органами чувств). Следующим этапом было определение качества воды методом химического анализа (рН, определение хлоридов, определение катионов железа в воде, обнаружение катионом меди в воде, определение жесткости). Проведя все анализы, выяснили: 1)все источники питьевой воды в д. Урмикеево пригодны для питья; 2) самым чистым источником оказалась скважина водонапорной башни с глубиной 70 метров; 3) наиболее мягкая вода из речки Уфейка.; 4) вода из школьного колодца имеет запах, привкус, цветность и мутность, но в пределах допустимых норм. Но дети предпочитают пить привозную бутилированую воду, а не воду из школьного колодца. На заключительном этапе дети сформулировали выводы и свои рекомендации:
— использовать для питья детям воду из скважины водонапорной башки с глубины 70 метров;
— для стирки больше всего подходит вода из речки Уфейка, так как она мягкая и не требует применения средств для удаления накипи;
— в школе пробурить новую скважину или поставить дополнительные фильтры для очистки воды.
Благодаря проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, творческое мышление. Они становится активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. Учащиеся переходят от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Тем самым я добиваюсь повышения качества образования.
Выводы: исследовательская работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии; уроки проходят более оживлённо; увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания.
У тех учащихся, которые выполняют проекты, формируются проектные умения: поисковые, коммуникативные, презентационные и планирования.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают активное участие в конкурсах школьного и районного уровней.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Я всегда читаю Ваше статьи и много полезного беру…………