Интеграция с другими предметами на уроках химии для повышения качества образования

Ахатова Гузалия Владимировна – учитель химии и биологии МБОУ ЦО «Наследие» (д. Уфа-Шигири)

Химия очень сложный предмет, обучающемуся требуется выстраивать причинно-следственные связи, что вызывает трудности. Для этого необходимо изучить большой объем информации. Нужно как-то облегчить усвоение информации. Как же это сделать? При помощи интеграции с другими предметами на уроках химии. Межпредметные связи в школьном обучении являются выражением интеграционных процессов. Эти связи играют важную роль в повышении качества образования. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов в урочной и во внеурочной деятельности.

Что такое интеграция? Интеграция (от лат. Integratio – «соединение») – процесс объединения частей в целое, иными словами под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, направленная на интенсификацию процесса образования, результатом которого является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения не только на качественно новом уровне, развития и воспитания учащихся, но и  закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

На своих уроках для повышения качества образования я использую интеграцию со следующими предметами:

— с биологией: биологическая роль химических элементов в живых организмах, физиологическое действие веществ на организм человека, круговорот азота, углерода в природе. Также межпредметные связи устанавливаются при изучении охраны окружающей среды.

— с  географией межпредметные связи устанавливаются при изучении природных соединений  и отдельных элементов с их месторождениями.

— с физикой межпредметные устанавливаются через систему понятий о строении вещества и его свойствах, при изучении сущности процессов, общих для физики и химии законов (закон сохранения и превращения энергии, периодический закон Д. И. Менделеева), при ознакомлении с терминологией, системой единиц и т. д.

— с математикой связь осуществляется при решении расчетных задач, при построении графиков, при  использовании в химии рациональных приемов мышления, которые формируются в процессе обучения математике.

— с историей связь устанавливается при рассмотрении развития химических производств и разнообразных исторических фактов.

Для правильного формулирования всех терминов  и объяснения нового материала при подготовке к уроку я изучаю дополнительную литературу, использую интернет ресурсы, необходимые графики и таблицы по предметам, с которыми имеется связь, а также используя местный материал.

Интеграция как средство обучения даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, учит воспринимать информацию. Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана. Метапредметность позволяет ученику ставить задачи и планировать результат, решать и выбирать свой профиль обучения и работы. Интеграция в обучении позволяет нам выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают у ученика стремление к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных компетенций.

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, проведенные с целью повышения качества химического образования учащихся, дали положительный результат, подтверждающий необходимость их использования. Как показывает практика у школьников повысился интерес к моему предмету. Повысилось качество выполнения домашних заданий, учащиеся стали более активными на уроках, быстрее усваивают материал. Качество обученности учащихся на основании анализа результатов проведенных контрольных работ до и после внедрения комплекса интегрированных уроков и мероприятий по химии составило 45%, после – 73%.

Таким образом, интеграция на уроках химии с другими предметами позволяет предоставить каждому обучающемуся возможности для реализации интеллектуальных и творческих способностей, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *