Постникова Нина Ивановна, учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральск
Требования к современному уроку по ФГОС:
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учитель уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять 4 основных типа урока в зависимости от поставленных целей:
- Урок открытия новых знаний, приобретение новых умений и навыков.
- Урок отработки умений и рефлексии.
- Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Урок развивающего контроля.
Один из сложнейших этапов классического урока – обобщение. Применение метода кластера помогает упростить восприятие этого этапа. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Рассмотрим примеры кластера на уроках химии:
Рис.1. Кластер «Углерод. Оксиды углерода (II) и (IV)».
Рис.2. Кластер «Классификация гидроксидов»
Хорошая работа!