Применение кластера на уроках химии

Постникова Нина Ивановна, учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральск

Требования к современному уроку по ФГОС:

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учитель уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять 4 основных типа урока в зависимости от поставленных целей:

  1. Урок открытия новых знаний, приобретение новых умений и навыков.
  2. Урок отработки умений и рефлексии.
  3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Урок развивающего контроля.

Один из сложнейших этапов классического урока – обобщение. Применение метода кластера помогает упростить восприятие этого этапа. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Рассмотрим примеры кластера на уроках химии:

Рис.1.  Кластер «Углерод. Оксиды углерода (II) и (IV)».

Рис.2. Кластер «Классификация гидроксидов»

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *