Марасанова Лариса Юрьевна, учитель химии МКОУ «СОШ №1» г. Ревда
Как известно основное общее образование направлено на обеспечение условий для общекультурного и личностного развития. ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника как гражданина, любящего свой край и свое Отечество; уважающий свой народ, его культуру и традиции.
Наше образовательное учреждение является ресурсным центром по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Каждый учитель средствами своего предмета вносит вклад в работу центра. Для этого используются уроки и внеурочные занятия. Воспитательный результат такой работы — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательное воздействие идет параллельно с учебным материалом через содержание предмета, включая в контекст урока факты открытий, изобретений, биографий российских ученых, значимые даты Российского государства.
На уроках при изучении тем, предусмотренных программой, мы неоднократно упоминаем имена М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова и др. Однако для формирования стойкого чувства патриотизма этого недостаточно. Поэтому на своих уроках я ввожу новые имена. Приведу несколько примеров.
Начало изучения химии – 8 класс. Программа О.С.Габриеляна, тема урока «Знаки химических элементов». Как здесь не упомянуть имя нашего соотечественника (ныне это территория Эстонии) — химика Карла Карловича Клауса? О нем хотелось бы сказать особо. Открыв при исследовании уральских платиновых руд новый элемент, он назвал его рутением (латинское название России). Так была прославлена наша Родина и Урал.
Другой пример. Говоря об истории открытия периодического закона, мы упоминаем о доменделеевских классификациях химических элементов. При этом упускаем имя Николая Александровича Морозова, своими трудами «Периодические системы строения вещества» (1907 г.), «Д.И.Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего» (1908 г.) защищавшего идею периодичности строения вещества.
9 класс, тема «Углерод и его свойства». Выдающийся русский ученый Товий Егорович Ловиц первым открыл адсорбцию древесным углем красящих и пахучих веществ из растворов и предложил использовать уголь для очистки.
При изучении темы «Металлы» используем сведения о применении металлов в военном деле, в технике. Информация подбирается самими учениками, представляется в виде презентаций или устных сообщений. Этот материал становится темами для мини-проектов «Металлы на службе Отечеству». Например, литий с водородом образует гидрид. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития имел большое стратегическое значение. Он бурно реагирует с водой, образуя большой объём водорода. Водород использовался для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения, при авариях самолётов и судов. В современной армии таблетки гидрида лития служат летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользуются при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагаются, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.
Таким образом подобранный материал даёт эмоциональную окраску уроку, лучше запоминается, помогает при написании химических реакций.
Конечно, для всего этого на 40-минутном уроке просто нет времени, но как темы рефератов для научно-практической конференции они имеют место. Тему ещё одного реферата мне дал вопрос – а знают ли наши дети женщин-химиков, тем более русских? В лучшем случае они вспоминают Марию Складовскую-Кюри. Поэтому я знакомлю учеников с именами первых женщин-химиков в России. Это Анна Федоровна Волкова – работавшая в лаборатории у Бутлерова и проводившая под руководством Менделеева практические занятия со слушательницами Петербургских публичных курсов; Юлия Всеволодовна Лермонтова, Причем к Ю.В. Лермонтовой слово «первая» можно применить дважды: одна из первых русских женщин-химиков и первая русская женщина-химик, получившая звание доктора химии. Ее труды по химии и переработке нефти не потеряли своего значения и в наши дни.
Кроме написания рефератов, ещё одним средством гражданско-патриотического воспитания стал химический турнир «Вопросы от…», проведённый в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». На этом турнире вопросы «знатокам» задают ученые. Вот пример: «Вопрос задаёт русский химик Николай Дмитриевич Зелинский. Моё изобретение основано на свойстве активированного угля поглощать вредные газы. Простота и надёжность оказались столь поразительными, что к концу 1916г. все страны, воюющие в I Мировой войне взяли его на вооружение. Что это за изобретение?». Ещё пример: «Вопрос от Константина Эдуардовича Циолковского. Каким газом раньше наполняли аэростаты, почему от него отказались в дальнейшем?». Или – «Вопрос задаёт основатель славяно-греко-латинской академии Симеон Полоцкий. Выпускник нашей академии – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, работал в химической лаборатории – изготавливал цветные стекла, из коих потом делал великолепные мозаики, автор диссертации «Размышление о тепле и холоде»; он читает публичные лекции по физике, открыл атмосферу на Венере. Кто был нашим студентом? ».
В своей работе все мы сталкиваемся с различным уровнем мотивации школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, и разными способностями к их освоению.
Следовательно, сейчас преподаватель обязан не только формировать знания и умения по предмету, но и максимально раскрывать и использовать воспитательный и развивающий потенциал своей учебной дисциплины для формирования гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции молодого поколения. Для этого необходимы социальный заказ, непрерывное повышение уровня знаний и профессиональных качеств преподавателя.