Разработка урока «Свойства карбоновых кислот»

Стригина Ирина Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №2 Режевской ГО

Скачать разработку урока >>>   (.pdf    670 KB)

Скачать презентацию >>>   (.pptx    2,13 МB)

Цели урока: на примере уксусной кислоты изучение химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот; показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;  развитие  умения записывать химические реакции с участием органических веществ; формирование  приёмов  аккуратного и безопасного обращения с химическими веществами; развитие  критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология критического мышления, ИКТ.

Приёмы обучения: лабораторный опыт, маркировка текста, работа в парах и группах, дидактические игры.

Оборудование и реактивы: для каждой группы — листы бумаги формата А1, маркеры; этиловый спирт, уксусная кислота, серная кислота, штатив, спиртовка, держатель, стакан с водой, штатив  с пробирками.

ХОД УРОКА

Содержание слайда Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слайд №1    Тетрадь

                         Ручка

                           Учебник

(1 мин.)              Дело

Проверка готовности к

уроку

Контролируют свою подготовку к уроку

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд №2    Что общего?

   

 

 

        

(2 мин.)                

Что объединяет помещённые на слайде  изображения с точки зрения  химии?

 

Находят сходство

(содержат карбоновые

кислоты: муравьиная, лимонная, яблочная, уксусная)

Слайд №3-5    Зашифрованная фраза

ПFJOLYЗРYHSLALWHVТИXCEKE

HKEACJЧLYИSDHGIALIEXDTG

MCDOЯFKCSKУSJДВОИАWBSL

ЛРОESTHXHИBLЯMU

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

 

«Познание начинается с удивления»

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

(3 мин.)                 

 Задание:

расшифруйте фразу,

автором, которой является Аристотель       

Согласны ли вы с данным утверждением? 

 

 

!!!  Проверим                                 

Отгадывают фразу, затем высказываются: согласны с данным утверждением или нет, аргументируют.
Слайд №6. Верите ли вы в то, что…

·         в течение суток в организм

человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 л столового  уксуса;

 

 

·         отвинтить ржавую гайку

 поможет уксус;

 

 

·         «оптимальное меню»

 — 18 л уксуса в сутки»?

 

 

(3 мин.)                 

Проводится игра «Верите ли вы в то, что…»:

·   Некоторые из карбоновых кислот получаются   и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 л обычного уксуса.

·   Для отвинчивания ржавой гайки, например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на неё тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить эту гайку будет значительно легче.

·   Однажды учёные ввели в компьютер сведения

о калорийности различных пищевых продуктов и

о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер

должен был составить наиболее экономичное меню.

После расчётов машина ответила: «Оптимальное

 меню — 18 л уксуса в сутки»

Слайд №7

Можно ли прожить без знаний о КК?

  (1 мин.)                  

·         Может быть и

можно, но, чтобы считать

себя образованными

 людьми, обязаны знать, что мы едим   и пьем, с чем мы имеем  дело в быту, что происходит в нашем организме.

·         Знать чем опасны

 эти вещества, с чем они

могут прореагировать.

Обучающиеся

высказывают свое мнение

  (3 мин.)                  

Слайд 8-9

 

          Кислоты реагируют

 

 

 

 

 

 

1. Впервые ли вывстречаетесь с кислотами

как класс соединений?

2. Можете ли вы

предположить черты

сходства?

3. Вспомните, пожалуйста,

с чем реагировали неорганические кислоты?

Класс кислот изучался

в курсе неорганической

химии.

Если есть сходство в стро

ении, то оно есть и в хи-

мических свойствах.

Называют те классы

соединений, с которыми

вступают во взаимодейс-

твие кислоты.

Так с чем же могут реагировать КК?

 

Постановка проблемы!

!!! Почему нельзя одновременно употреблять в пищу кислые

 фрукты, соки, маринады и антибиотики пенициллинового

ряда?

Кислоты, содержащиеся в этих продуктах, могут

 вступать в химическое взаимодействие с антибиотиками и нейтрализовать их действие

формулирование темы

 урока.

Формулируют тему
Слайд №10

Тема урока «Свойства карбоновых кислот»

  Записывают тему в

 тетрадь

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
!!! ХРОМОТЕРАПИЯ – лечение цветом (желтый – солнце, интуиция стимулирует нервную систему; синий – спокойствие, ум, снижает раздражительность; зеленый – эмоциональное равновесие, восстанавливает силы; оранжевый – стимулирует деятельность сердца.

 

Слайд №11

Памятка для обучающегося

Внимательно читая текст, отмечай

значками на полях (справа или слева),

насколько новая и понятная для тебя

информация:

«+» — уже знал;

«-» — новое;

«!» — думал иначе;

«?» — не понял, есть вопросы

  (5 мин.)                  

Гимнастика для глаз

Организую работу с

текстом.

Текст выдаётся

обучающимся.

(См.Приложение1)голубой

Читая текст, маркируют

его, руководствуясь

памяткой.

Совместный анализ маркировки текста, выделяя новые знания и переходя к лабораторному эксперименту (реакция этерификации)
Слайд №12

Лабораторный опыт «Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»

Будьте аккуратны, соблюдайте

правила ТБ!!!     (3 мин.)       

             

правила ТБ

(Оранжевый лист)

Вспоминают правила ТБ
Слайд №13

Хронометр

Время опыта – 5 мин.

 

 Л/о

«Взаимодействие

карбоновых кислот со спиртами», используя инструкцию

(Приложение №2)

 

Изучают инструкцию, планируют опыт, выполняют его, записывают уравнение реакции
  Слайд №14

Результаты опыта

Реакция этерификации:

                                   Н2SO4,t0                                  

СН3СООН + НОС2Н5

↔ СН3СООС2Н5 + Н2О

 

  (2 мин.)                 

Запись уравнения на доске

·         Как называется

реакция взаимодействия кислоты со спиртом?

·         Каким запахом

обладает полученный эфир?

·         Назовите сложный

эфир.

Записывают уравнения реакции, отвечают на вопросы.
IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Слайд №15-21

Создаем кластер

 

(5 мин.)                 

 Кластер

«Химические свойства одноосновных, предельных карбоновых кислот

(Приложение №3) желтый

лист

Создание кластера
 

(5 мин.)  

           

 Презентация кластера

 

Презентуют свой

продукт

Слайд №22-23

 

Тестирование и самопроверка

1. б;   2. б;   3. г;   4. а

(3 мин.)                 

 Рефлексия содержания учебного материала

(Приложение 4)

Зеленый лист

Выполняют тест и

проводят самопроверку

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Слайд №25

Заверши фразу:

(1 мин.)            

 

 Итоговая рефлексия Завершают предложения
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
         

Приложение 1

Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

Внимательно читая текст, отмечай значками на полях (справа или слева), насколько новая и понятная для тебя информация:

«+» — уже знал; «−» — новое;  «!» — думал иначе;  «?» — не понял, есть вопросы

Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула:

  1. Карбоновые кислоты — более сильные, чем спирты, поскольку атом водорода в

карбоксильной группе (СООН) обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы (СО). В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют: RCOOH↔ RCOO + Н+

Но из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие диссоциации достаточно сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты — это, как правило, слабые кислоты.

  1. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот.

Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот:

2RCOOH + Ca →(RCOO)2Ca +Н2

2RCOOH + MgО → (RCOO)2 Mg +Н2О

RCOOH + NaOH → RCOONa + Н2О

2RCOOH + K2CO3 → 2RCOOK +СО2↑ + Н2О

  1. Ряд свойств карбоновых кислот обусловлен наличием углеводородного радикала. Так, при действии галогенов на кислоты в присутствии красного фосфора образуются галогензамещенные кислоты, причем на галоген замещается атом водорода при соседнем с карбоксильной группой атоме углерода:

RCH2− COOH +  Br2 → RCHBr − COOH + HBr

  1. В атмосфере кислорода карбоновые кислоты окисляются до СО2 и Н2О

RСООН + O2 → CO2↑ + Н2О

5.Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации):

H2SO4, t0

RCOOH + НОR↔  RCOOR1 + H2O

  1. а) В присутствии водоотнимающих средств (H2SO4(конц.)) муравьиная кислота отщепляет воду с выделением оксида углерода (II). б) Из-за наличия в молекуле НСООН альдегидного протона муравьиная кислота легко окисляется,  дает реакцию «серебряного зеркала» и «медного зеркала».

Приложение 2

Инструкция для проведения лабораторного опыта

«Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, уксусная кислота – СН3СООН, этиловый спирт – С2Н5ОН, серная кислота – Н2SO4 (катализатор), стакан с водой.

ХОД РАБОТЫ

Будьте аккуратны, соблюдайте правила ТБ!!!

  1. Налейте в пробирку уксусную кислоту (уровень жидкости приблизительно 1-1,5 см)
  2. Добавьте к уксусной кислоте этиловый спирт (уровень жидкости доведите до 2,5 -3 см).
  1. Отметьте, что происходит? Ощущается ли запах эфира?
  2. Если реакция не идет, добавьте в пробирку с реагентами катализатор (концентрированный раствор серной кислоты 4-5 капель) нагрейте пробирку с реагентами.
  3. Вылейте содержимое пробирки в стакан с водой, зафиксируйте запах полученного эфира (сладковато-резковатый, напоминающий запах ацетона).
  4. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты и этилового спирта (реакция этерификации).
  5. Наведите порядок на рабочем месте.

Приложение 3

  1. СН3СООН + 2O2 → 2CO2↑ + 2Н2О
  2. НCOOH + KOH → НCOOK + Н2О
  3. 2СН3COOH + Na2CO3 → 2СН3COONa + СО2↑ + Н2О

  NH3(р-p),t0

  1. НСООН + Ag2O →  СО2↑ + Н2О + 2Ag↓
  2. 2НCOOH + ZnО → (СН3COO)2 Zn + Н2О

       H2SO4, t0

  1. СН3 – CH2 − COOH + Cl2   →  СН3 – CHCl − COOH + HCl

       t0

  1. НСООН +2Cu(OH)2 → Cu2O↓ + CO2↑ + 3H2O

           H2SO4, t0

  1. CH3COOH + НО-CH3 ↔  CH3COOCH3 + H2O
  2. 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + Н2

               H2SO4(конц.)

  1. HCOOH → CO + H2O

Задание для группы №1

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает со всеми кислотами (неорганическими и органическими)
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №2

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает только с органическими кислотами
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №3

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие индивидуальные свойства муравьиной кислоты, что её отличает от других карбоновых кислот
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Приложение 4

Тест

  1. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются:

а) формиат магния и вода;

б) формиат магния и водород;

в) ацетат магния и вода;

г) ацетат магния и водород

  1. С уксусной кислотой не взаимодействует:

а) Na2CO3;     б) HCl;     в) Br2;     г) КОН

  1. По углеводородному радикалу проходит реакция, уравнение которой:

а)  CH3COOH + C2H5OH ↔ CH3COOC2H5 + H2O

б) 2CH3COOH + Mg → (CH3COO)2Mg + H2

в) 2CH3COOH +CaO → (CH3COO)2Ca + H2O

г) CH3COOH + 3Cl2 → Cl3C−COOH + 3HCl

  1. 4. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:

а) гидроксидом меди (II) и метанолом;

б) метанолом и серебром;

в) серебром и гидроксидом меди (II)

г) магнием и метаном.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *