Мельникова Надежда Анатольевна,
МБОУ СОШ №10, г. Артемовский
.Современные технологии, инновационные формы и методы, обеспечивающие реализацию требований ФГОС ООО по химии
Процесс социально-экономического переустройства общества всегда ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. В связи с этим изменились требования к уровню подготовки выпускников школ. Новые социальные запросы отражены в Федеральном Государственном Образовательном стандарте второго поколения. Одно из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении.
Обучение не может быть успешным, если обучающийся не владеет системой умений и навыков учебного труда. В связи с этим цель моей работы: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов переработки учебной информации, оценивать результат своей деятельности. Для достижения данной цели применяю на уроках химии модульную технологию.
Впервые применить технологию модульного обучения я попыталась в 9 классе на уроках химии при изучении темы «Металлы». Выбор класса объясняется тем, что учащиеся в этом классе сильно отличаются друг от друга по уровню обучаемости и темпу работы. Для определения уровня обучаемости применяю методику П.И.Третьякова, И.Б.Сенновского,1997 г. Рассмотрим фрагмент урока химии по теме «Положение металлов в п.с.х.э. Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические и химические свойства металлов».
УЭ – 1. Цель: Вспомнив уже известные понятия (строение атома, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка), изучить строение и физические свойства металлов. 1. Основываясь на знаниях о металлической связи и металлической кристаллической решетке, заполните таблицу в тетради.
Руководство к усвоению материала. Постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу, если у вас возникнут трудности, обратитесь к учебнику П.5., учителю.
Таблица. Зависимость физических свойств металлов от особенностей строения металлической кристаллической решетки.
Физические свойства металлов | Особенность строения кристаллической решетки | Примеры металлов, у которых это свойство наиболее выражено |
Металлический блеск | ||
Тепло- и электропроводность | ||
Ковкость и пластичность металла |
- Письменно ответьте на вопросы: Какие особенности строения кристаллической решетки объясняют физические свойства металлов? Что такое относительно свободные электроны? Почему они так называются?
Руководство к усвоению материала. Постарайтесь ответить на вопросы самостоятельно. Затем аргументированно изложите свою точку зрения соседу по парте. Обсудите с ним правильность ваших ответов. Примите единое решение и при необходимости исправьте ответ в тетради.
На данном этапе урока происходит формирование элементов учебно-познавательной компетенции: обучающиеся самостоятельно находят информацию, отбирают главное и структурируют ее в таблицу; устанавливают причинно-следственные связи: строение вещества – свойства вещества, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве учатся аргументировать свой выбор, анализировать и признавать ошибки, умение организовывать достижение цели.
УЭ – 6. Оценить качество выполненной работы и сделать выводы.
Руководство по организации учебного процесса. Прочитайте цели данного модуля. Сделайте вывод: все ли вы выполнили.
Рефлексивный тест. Выполняя на неподписанном листочке. В случае положительного ответа учащиеся ставят значок «+» 1) Я узнал много нового и интересного. 2) На уроке мне постоянно приходилось работать, 3) На все возникавшие в ходе урока вопросы я получил ответы. 4) Мне это пригодится в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
На данном этапе урока формируем умение самооценки собственной деятельности, рефлексии.
Применение практико-ориентированных заданий рассмотрим на примере задачи, предложенной ученикам 9 класса после изучения темы «Железо».
«В организме взрослого человека содержится 4 г железа на 70 кг массы тела. Почти 2/3 этого железа входит в состав гемоглобина. В организм человека 99% железа попадает с пищей. Пищевые продукты животного происхождения содержат железо в наиболее легко усвояемой форме. Считается, что организм усваивает до 35% «животного» железа Оптимальное суточное поступление железа в организм с продуктами животного происхождения составляет 16 мг/сут – для женщин. Особенно много железа содержится в говядине (9мг/100г), печенке (20мг/100г), тыкве (11мг/100г), фисташках (7мг/100u). Суточная потребность составляет 10-20 мг для мужчин и 20-30 мг – для женщин. У детей среднесуточная потребность в железе зависит от возраста: 6-12 месяцев – 1 мг в сутки; 1-3 года – 8 мг в сутки; 3-5 лет – 5,5 мг в сутки; 6-7 лет – 9 мг в сутки; 8 – 11 лет – 10 мг в сутки; Дефицит железа может развиться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1мг/день и менее), а порог его токсичности составляет 200 мг /сут. В медицине железосодержащий препарат сульфат железа используется в качестве лекарственного средства для лечения малокровия. Препятствуют усвоению организмом железа медь — и цинкосодержащие препараты.
Вопросы и задания: Определите, сколько процентов железа от суточной потребности содержится в 100 г печенки, тыквы, фисташек. Полученный результат запишите в таблицу.
Продукт | Содержание железа, % от суточной нормы |
Печенка
Тыква фисташки |
- В каком продукте содержится больше всего железа?
- Вычислите массу фисташек, которые необходимо съедать ежесуточно, для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в железе (20мг)?
- Как правильно принимать железосодержащие препараты? Напишите инструкцию по применению?
- Постройте график зависимости среднесуточной потребности детей в железе от их возраста.
Анализируя задание, отмечаем, что оно направлено: 1 вопрос — на формирование умений использовать элементарные знания (массовая доля) и представлять информацию в виде таблицы; 2 вопрос — использовать результаты предыдущего задания для выполнения данного, находить и сопоставлять нужную информацию; 3 вопрос — использовать естественно-научные знания для решения реальных жизненных проблем; 4 вопрос – создавать собственный текст в заданном жанре и применять знания на практике; 5 вопрос – использовать знания, полученные при изучении других предметов (математика) и представлять информацию в графическом виде.
Структура практико-ориентированной задачи, включающая знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценку и многократно примененная на уроках, вооружает учащихся алгоритмом решения проблемных задач, возникающих в реальной жизни.
Приёмы технологии развития критического мышления целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. Например, стадию вызова на уроке по теме «Алюминий», можно начать с синквейна. Ученики составляют его из собственных знаний об алюминии. Синквейн, как правило, получается групповой. В качестве примера приведём синквейн, составленный учащимися и содержащий ошибку, которую необходимо будет выявить в процессе работы. Алюминий; Пластичный, серебристый; Хорошо проводит электрический ток, тепло ; Лёгкий, малоактивный; Металл.
На стадии осмысления при работе с текстом параграфа учащиеся заполняют таблицу:
Свойства алюминия | Области применения |
На стадии рефлексии при обсуждении таблицы учащиеся находят ошибку в синквейне: они приходят к выводу, что алюминий является активным металлом.
Также эффективно составление таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Кластеры можно составлять на стадии вызова, когда происходит систематизация информации, полученной до изучения новой темы, а затем дополнять их новой информацией на стадии рефлексии.
Организация исследовательской деятельности в системе школьного образования является инструментом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, повышения их познавательной активности и сокращения дистанции между теоретическими представлениями и практикой использования полученных знаний. С обучающимися работали над проектами: «Исследование качества меда», «Ферменты», «Белки – основа жизни», «Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами», «Исследование качества питьевой воды» и другие. Участвовали на НПК муниципальном и областном этапе.
Хочется выразить уверенность, что целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса.