Использование игровых технологий при обучении химии

Овчинникова Марина Альбертовна, МКОУ «СОШ № 29», г. Ревда

Использование игровых технологий при обучении химии

В настоящее время в России идет процесс модернизации системы образования, базирующейся    на    принципах        гуманизации, демократизации, который сопровождается поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества.    Такой подход подразумевает процесс, учитывающий потребности сегодняшнего дня — смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.    Вот почему основной проблемой для меня является проблема поиска новых технологий, форм и методов преподавания химии. Эта проблема актуальна, поскольку    сокращается количество часов, отводимых на изучение химии.

Реализация целей и задач химического образования осложнена рядом обстоятельств: во-первых, упал интерес к химии; во-вторых, старшеклассники отдают предпочтение изучению языков, права, управления; в-третьих, «скудность» химического эксперимента. В моей педагогической деятельности я    стремлюсь к тому, чтобы мои ученики смогли самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле.

Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Традиционно считается, что воспитывающая функция образования возложена только на гуманитарные и общественные дисциплины. Педагоги этих предметов дают оценку литературным героям или историческим событиям, так или иначе воспитывая своих учеников. Что же остаётся нам, преподавателям естественных наук? Только ли сухие цифры, уравнения и задачи? Я думаю, нет. Одним из путей повышения познавательной активности школьников является введение дидактических игр в практику моей работы. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Величайшие умы человечества — от Коменского до Руссо — утверждали, что игра для детей — лучший способ познания. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л.С.Выготский сформулировал парадокс игры: казалось, ученик в игре делает то, что ему хочется, но он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям.

Теорию игры исследовали выдающиеся педагоги и психологи: Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин и др. Обращение к игре педагогов объясняется поиском оптимальных способов воздействия на ученика с целью его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.

Игры возбуждают интерес у школьников любого возраста. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого учащегося; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки; критического отношения к окружающим человека объектами явлениям.

Дидактические игры я применяю на различных этапах урока: информационные игры-   для введения новых знаний; тренировочные игры — для формирования умений; закрепляющие игры — для закрепления знаний; контрольные игры — для проверки приобретенных знаний.

Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 8 — 9 классах использую самые простые игры, знакомые всем, — это «крестики-нолики», «химическое домино», «химическое лото», в 10-11 классах — деловые игры, требующие собственного умозаключения: конференция, химический суд, аукцион знаний и т.д. В деловой игре ученик находится в активной позиции по отношению как к предметной, так и социальной стороне его деятельности.

Очень часто на уроках использую игры — тренажеры, которые позволяют закрепить знания о каком-то веществе, классе соединений. Например, игра «Логические цепочки», «Химическое лото». В играх «Продолжи ряд», «Убери лишнее» преследуются цели выявить сходство    или     отличие членов ряда. Приведу примеры таких игр.

Игра «Термины – синонимы»

Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е. общепринятые и тривиальные «из жизни».  Эта игра вырабатывает быстрое запоминание.

Игра  «Найдите соответствие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Найдите лишнее»

Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы орган. и неорган. классы.

Технология игры: вычеркнуть лишнее, делает одни ученик или эстафета

  • HCI Na2SO4     H2SO4      HNO3  
  • KCI BaSO4         H2SO3     CaCO3  
  • SO3     Mn2O7         KCIO3      N2O5  
  • NaOH Mg(OH)CI    AI(OH)3     Cr(OH)2
  • H3BO3 NaHCO3    Ca(HS)2            MgCI

Игра «Химическая разминка»

Технология игры: 2 команды задают друг другу  вопросы.

Игра «Химический аукцион»

Учитель просит называть амфотерные оксиды и гидроксиды. Если наступает пауза, то 3 раза повторяю последнюю формулу, удар молотка, «Продано» и т.д.

Эти игры — упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Разгадывание и составление игр-задач развивает творческие способности и познавательный интерес у учащихся. К таким играм относятся ребусы, шарады, анаграммы, омонимы и др. Такие задания развивают сообразительность, мышление, внимание, логику.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Например, «Суд над этанолом», «Пресс-конференция директором завода», «Менделеевские чтения».

Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.   Такие уроки я обычно провожу в конце темы для закрепления материала.

В арсенале моей работы есть зрелищные интеллектуально- творческие игры. К этому типу относятся «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», «Поле чудес», «Своя игра», «КВН». Эти игры вызывают огромный интерес не только у участников, но и у болельщиков, т.к. они тоже вовлекаются в процесс игры. При проведении любой игры уделяю внимание оценке эмоционального состояния учащихся. Анкетирование показывает, что большинство учащихся (93%) пытаются активно включиться в учебно-познавательную деятельность. Игра формирует постоянный интерес к самому предмету химии и совершенствованию знаний по предмету (59%). На предложенный вопрос: «Заставила ли игра переживать за успехи и неудачи товарищей?» — 93% ответили положительно.

Делаю вывод, что коллективное выполнение задач дидактических игр заставляет учащихся в большей мере считаться со своими товарищами, сопереживать их успехам и неудачам, заставляет быть требовательными к себе и терпимым к другим, что повышает уровень коллективной деятельности.

Результативность моей работы по введению дидактических игр в практику преподавания химии можно проследить по следующим направлениям:

  • Рост качества обученности;
  • Рост мотивации к изучению предмета;
  • Участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
  • Положительные отзывы об элективном курсе;
  • Творческие работы и проекты учащихся.

Согласно результатам педагогического наблюдения и диагностики учащихся были отмечены стабильные результаты и положительная динамика, которые свидетельствуют о том, что данные приёмы и методы работы определены верно, и необходимость их использования в преподавании химии обоснована.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *