Возможности технологии развития критического мышления в аспекте формирования универсальных учебных действий

Сазонов Василий Викторович,
МКОУ СОШ д. Васькино, Нижнесергинский МР

Возможности технологии развития критического мышления в аспекте формирования универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Методологической основой построения содержания ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, основным результатом которого является развитие личности ребенка в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Достижение данного результата может быть реализовано через формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), направленных на личностное и познавательное развитие обучающихся. УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, его деятельностным ядром.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающиеся должны:

  1. уметь формулировать проблему и гипотезу;
  2. ставить цели и задачи;
  3. строить планы достижения целей и решения поставленных задач;
  4. проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения;
  5. ограничивать понятия, описывать, характеризовать и сравнивать.

Вместе с тем, по данным исследования PISA, у российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений:

  1. осуществлять поиск информации по ключевым словам,
  2. анализировать процессы проведения исследований,
  3. составлять прогнозы на основе имеющихся данных,
  4. интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов,
  5. интерпретировать графическую информацию,
  6. проводить оценочные расчеты и прикидки.

Как видно из сопоставления представленной информации, формирование УУД

Мною были выделены основные направления формирования УУД обучающихся в процессе изучения химии:

  1. организация учебной деятельности;
  2. работа с информацией;
  3. использование научных методов познания;
  4. соотнесение витагенного опыта с учебной проблемой;
  5. выявление проблем в интрпретации витагенного опыта;
  6. соблюдение правил техники безопасности.

Проанализировав различные педагогические технологии, я пришел к выводу, что наиболее полно охватывает указанные направления формирования УУД технология развития критического мышления (ТРКМ). Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Критически думать – это проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, вскрывать причины и последствия фактов, сомнение в общепринятых истинах, выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами, внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Основой ТРКМ является трехфазная структура урока:

Вызов Осмысление Рефлексия
Выявление витагенной информации, имеющихся знаний Получение новой информации размышление, рождение нового знания
Постановка обучающимся собственных целей обучения Корректировка учеником поставленных целей обучения Постановка учеником новых целей обучения
Приёмы:

«Покопаемся в памяти», «Ассоциация»,

«Перепутанные логические цепочки», «Работа с ключевыми терминами

Приёмы «Пометки на полях», «Бортовой журнал», «Таблица вопросов», «Концептуальная таблица», «Кластер», «Двухчастный дневник»

 

Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало), приёмы «Сиквейн», «Самоанализ»

 

На стадии вызова важно грамотно выявить витагенную информацию обучающихся, структурировать и проанализировать ее, наметить основные проблемы и возможные пути решения. Для большинства уроков структуризация витагенной информации осуществляется в соответствии с логикой состав – строение – свойства – применение. Дальнейший ход урока можно построить на анализе выявленной витагенной информации, ее расширении, объяснении. Нередко витагенная информация расходится с научной, это позволяет сформулировать проблему, решение которой будет найдено обучающимися самостоятельно. Графическое оформление витагенной информации может быть в виде таблицы, кластера. В завершении стадии вызова обучающиеся формулируют вопросы на которые они должны найти ответ.

Вторая стадия – осмысление новой информации. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Это может принимать форму чтения текста, просмотр видеофрагмента, проведение демонстрационного или лабораторного эксперимента. В это время учитель оказывает наименьшее влияние на обучающегося. Именно во время этой стадии ученик должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Главная задача стадии – поддерживать активность и интерес.

Третья стадия – рефлексия, размышление. Здесь происходит осмысление всей информации. Задачи фазы рефлексии:

  • помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На этой стадии обучающиеся в первую очередь должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между обучающимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представителями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

Роль учителя в технологии развития критического мышления.

  • Направлять усилия учеников в определенное русло.
  • Сталкивать различные суждения.
  • Создавать условия побуждающих к принятию самостоятельных решений.
  • Давать обучающимся возможность самостоятельно делать выводы.

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

  1. проявление познавательной инициативы;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структурирование знаний;
  4. смысловое чтение;
  5. контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  6. применение научных методов познания;
  7. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  8. установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

  1. целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
  2. выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  3. оценка результатов работы;
  4. внесение необходимых изменений и дополнений в план, способ действия и результат своей деятельности;
  5. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • применение знаний в конкретной учебной ситуации.

Личностные УУД

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация;
  • оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
  • умение формулировать собственную позицию.

Использование приёмов ТРКМ на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.

 

Литература

  1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: просвещение, 2011.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.