Из опыта работы с низкомотивированными учащимися

Машковцева Надежда Петровна, МАОУ «СОШ № 10», г.Ревда

Из опыта работы с низкомотивированными учащимися

Неоценимый вклад в научное понимание мира вносит химия, являющаяся частью естественнонаучного образования. Она не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для его практической деятельности, для развития материального производства. Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Я преподаю химию в 8 — 11 классах уже 26лет. Изучение предмета ведется в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования первого поколения. Во всех классах школы базовый уровень преподавания предметов.  Изучение предмета организуется по учебникам и УМК О.С. Габриеляна,  рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации.

Контингент обучающихся в нашей школе весьма специфичен: в ней обучаются дети из социально-реабилитационного центра «Данко», дети из поселка, причем каждый третий — из неблагополучной семьи, каждый второй – педагогически запущен. Приступая к изучению  химии в 8классе, я сталкиваюсь с низким уровнем сформированности у восьмиклассников самых элементарных общеучебных умений и навыков: незнанием таблицы умножения, плохими вычислительными навыками, неумением работать с текстом и  самостоятельно  и т.д. С каждым годом передо мной  всё острее встают следующие проблемы:

  • недостаточный уровень мотивации обучающихся и их ответственности за результат учения,
  • низкий уровень развития интеллектуальной и исследовательской грамотности учащихся, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

В своей педагогической деятельности долгие годы использовала традиционные формы обучения, но изменения, происходящие в обществе (с людьми, ценностями, идеалами, целями общества и т.д.) влекут за собой поиск новых форм работы в образовании. Я остановилась на необходимости создания личностно-образовательной среды, которая обеспечивала хотя бы небольшой  успех и результативность обучения химии и  развитие личности.
Личностно-образовательная среда  включает  в себя несколько важных компонентов:

  1. Психологический комфорт. Обучение в условиях стресса, напряженности препятствует развитию мыслительной деятельности учащихся.
  2. Создание атмосферы сотрудничества, успеха, когда учащиеся принимают активное участие в решении учебных задач, проблемных ситуаций, что повышает их интерес к предмету, мотивацию и познавательную активность.
  3. Разнообразие видов учебной деятельности, что позволяет сделать урок живым, динамичным, а также учитывать психологические особенности учащихся (память, мышление, тип восприятия). Сочетание индивидуальной и коллективной работы. Эти компоненты личностно-образовательной среды реализуются на основе собственного педагогического опыта и применения элементов передовых педагогических технологий:
  • Информационные технологии
  • Тестовые
  • Метод проектов.
  • Блочно-модульное обучение

Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух. С появлением ИКТ уроки стали более интересными и нестандартными, а у учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика появляется желание работать на уроке. Использование презентаций, видеофрагментов, электронных учебников позволяют и помогают организовать различные виды работы: интеллектуальные и творческие, помогает экономить время на уроке, не утомляя детей научить их с удовольствием узнавать новое.

Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды. В классах с достаточно низкой мотивацией к обучению (а я работаю преимущественно с такими классами) этот вид работы эффективен для создания позитивной мотивации и продуктивной деятельности учащихся на уроке.

Использование электронных образовательных ресурсов провожу по следующим направлениям:

  • Подготовка дидактических материалов для уроков.
  • Демонстрация материла (презентации, схемы, таблицы).
  • Контроль знаний.
  • Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Уже пять лет в нашей школе представлена заочная форма обучения для тех, кто не получил среднего образования в силу определенных причин. Эта форма обучения базируется на  самостоятельной работе учащихся, которая  является основным элементом современной технологии, так как формирует навыки самоорганизации, мобильного самообразования Зачетные работы учащиеся  этой формы обучения представляют в электронном варианте в виде докладов и презентаций. Основой работы с такими обучающимися  является блочно-модульное обучение.

У каждого учителя есть свои «звездочки» — это те, кто интересуется химией, выбирает её для сдачи государственной итоговой аттестации. На  таких детей ориентирован метод проектов . Проект позволяет проверить знания, выявить организаторские и творческие способности. Лучшие проекты обучающихся принимают участие в научно-практических конференциях школьников разного уровня. Так с 2011 года в г.Ревде  ежегодно проходит  Межтерриториальная НПК школьников «Одиссея разума». Мои воспитанники успешно выступали на этой конференции и  занимали призовые места в 2013и 2014годах.

Тесты в своей работе использует каждый учитель. И я не стала исключением. Каждая большая тема в 10-11классах заканчивается тестом, состоящим в основном из двух частей. Тесты стараюсь приблизить к рекомендованным для подготовки к ЕГЭ. В 8-9 классах уже второй год  применяю рабочие тетради О.С.Габриеляна, многие задания в которых составлены с учетом подготовки к ГИА. Это значительно облегчает труд учителя. Кроме того, задания можно дифференцировать  в соответствии со способностями ученика. Набор заданий разного уровня трудности позволяет учащимся выбрать доступный для них уровень. К тому же уровни заданий помогают следить за продвижением ученика в процессе учебной деятельности. Я постоянно отслеживаю результаты своей работы. Подготовительный этап моей мониторинговой деятельности включает в себя определение цели, сбор информации о степени обученности по Симонову В.П.. Этап сбора  информации проходит через педагогическое наблюдение, беседы и контроль знаний, умений  и навыков  обучающихся, что позволяет дать количественные характеристики  результатов обученности  моих учеников. Регулярно провожу  входную, промежуточную и итоговую  контрольные работы. В системе провожу  тематические контрольные и самостоятельные работы, тесты. Полученные результаты  обрабатываю с помощью количественных методов. Это дает мне материал для анализа и  составления программы  коррекции учебных форм, методов обучения с целью повышения результативности. Радует тот факт, что результаты моей работы имеют пусть не большую, но  главное — положительную динамику: ежегодный прирост СОУ в среднем на 0,5-0.8%.

За последние годы произошло уменьшение часов на изучении химии, и возникла необходимость за меньшее время дать большой объем материала. Возникает потребность в поиске путей решения проблемы: как при уменьшении времени не потерять качество, как перестроить учебный процесс на достижение всеми обучающимися базового уровня образования, а для заинтересованных — более высоких результатов. Моя задача, как учителя, состоит в выполнении роли организатора познавательной деятельности ученика. Мне нужно организовать работу так, чтобы обучающиеся стали активными соучастниками образовательного процесса. Вот этому мы и будем учиться вместе.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *