Марасанова Лариса Юрьевна,
МКОУ «СОШ № 1», г. Ревда
Интегрированный урок как метод реализации требований ФГОС ООО по химии
Особенность новых Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, где развитие личности обучающегося — цель и основной результат образования. Стандарт второго поколения по химии наряду со знаниями основ науки ставит целью воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов, решения практических задач в повседневной жизни, что и составляет систему базовых национальных ценностей.
Современный этап развития отечественного образования характеризуется влиянием сложных социальных преобразований в обществе, интеграционными процессами в политической, экономической и научно- технической областях. Стремление к наибольшей эффективности образовательного процесса проявляется в многообразной инновационной деятельности учебных учреждений.
Урок комбинированного типа решает задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Он развивает у учащихся умение организовывать свои дела, оценивать результат, добывать, преобразовывать и представлять информацию, доносить свою позицию. В большей степени этому способствуют интегрированные уроки.
Изучая предметы разных научных областей, дети рискуют утонуть в разрозненном информационном потоке, что может оттолкнуть их от дальнейшей работы. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе.
Избежать этого помогает процесс интеграции учебной деятельности. Знания по различным предметам должны быть сегодня организованы так, чтобы представлять собой систему, а не разрозненные отрывочные фрагменты истории, права, экономики, физики, химии, биологии. Такая интеграция знаний в необходима для формирования целостного взгляда на мир, в котором живет человек, на связи между людьми и природой, отношения внутри человеческого общества.
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей. Поэтому взят курс на использование метода интеграции в процессе обучения.
Интеграция в нашей школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный, межпредметный, интеграция во внеурочной деятельности.
Как пример собственного опыта предлагаю фрагмент интегрированного урока химии, биологии, истории в 10 классе «Этиловый спирт и его влияние на организм человека»
Цель: 1. Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на клетки живых организмов;
- Показать последствия влияния алкоголя на организм человека.
3.Совершенствовать умение наблюдать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы
Основные понятия:
История – антиалкогольные кампании
Химия – физические и химические свойства, водородные связи, денатурация, спирты, альдегиды.
Биология – клетка, ядро, хромосомы, клеточная мембрана, ферменты, нейроны, алкогольный синдром плода
Химия – на партах учащихся – вещества: этанол, вода, растительное масло, раствор белка, медная проволока, приборы- 4 пробирки в штативе, пипетка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички. На демонстрационном столе – спиртосодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.
Урок начинает учитель истории: Издревле винные напитки производили из различных растений во всех странах мира. Боги виноделия – это Эниль, Дионис (Вакх), Бахус, Квасура, Акан, Ю. В царской России министр финансов 1892-1903 г.г. С.Ю Витте ввёл государственную монополию на производство и продажу вина. Все доходы от продаж алкоголя поступали в государственную казну, а бюджет прозвали «пьяный».
Учитель химии: Физические и химические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты. Проводится инструктаж по технике безопасности.
1 ОПЫТ. Растворимость этилового спирта в воде.
2 ОПЫТ. Этиловый спирт — растворитель жиров.
3 ОПЫТ. Летучесть спирта
4 ОПЫТ. Влияние этанола на молекулы белков.
5 ОПЫТ. Реакция с оксидом меди (II)
Учитель биологии: В человеческом организме механизм действия этанола таков: Молекула спирта подходит к молекуле жира в мембране клетки, взаимодействует с ней и разрушает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы.
Далее следует выступление ученика с подготовленным к уроку сообщением «Действие алкоголя на репродуктивную функцию»
Учитель истории: демонстрируется кинофрагмент «Как царь Пётр I боролся с пьянством»
Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны нарушения трудовой дисциплины. Советское правительство продолжило борьбу с пьянством. В 1918, 19929, 1958, 1972, 1985-87 г.г изданы Указы и Постановления Правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
Учитель биологии: Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.
Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
Что такое наркотик? В чём его опасность?
Вывод: Алкоголь–психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.
Демонстрируется кинофрагмент «Масштабный ролик против пьянства»
Учитель химии: Подводя итог нашему уроку, предлагаем вам ответить на несколько небольших вопросов и вставить пропущенные слова в предложениях.
Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?
Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
Жиры _________ в этаноле .
Этиловый спирт _________ мембраны клеток и ферменты.
Необратимое осаждение белков под действием спирта называется _________.
Алкоголь – _________ вещество, обладает _________ свойствами.
Домашнее задание: Написать эссе “Всё есть яд, всё есть лекарство. Всё дело в дозе”.