Интегрированный урок как метод реализации требований ФГОС ООО по химии

Марасанова Лариса Юрьевна,

МКОУ «СОШ № 1», г. Ревда

Интегрированный урок  как метод реализации требований ФГОС ООО по химии

Особенность новых Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, где развитие личности обучающегося —  цель  и основной результат образования. Стандарт второго поколения по химии наряду со знаниями основ науки  ставит целью  воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов, решения практических задач в повседневной жизни, что и составляет систему базовых национальных ценностей.

Современный этап развития отечественного образования характеризуется влиянием сложных социальных преобразований в обществе, интеграционными процессами в политической, экономической и научно- технической областях. Стремление к наибольшей эффективности образовательного процесса проявляется в многообразной инновационной деятельности учебных учреждений.

Урок комбинированного типа решает задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Он развивает  у учащихся умение организовывать свои дела, оценивать результат, добывать, преобразовывать и представлять информацию, доносить свою позицию. В большей степени этому способствуют интегрированные уроки.

Изучая предметы разных научных областей, дети рискуют утонуть в разрозненном информационном потоке, что может оттолкнуть их от  дальнейшей работы. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе.

Избежать этого помогает процесс  интеграции учебной деятельности. Знания по различным предметам должны быть сегодня организованы так, чтобы представлять собой систему, а не разрозненные отрывочные фрагменты истории, права, экономики, физики, химии,  биологии. Такая интеграция знаний в необходима для формирования целостного взгляда на мир, в котором живет человек, на связи между людьми и природой, отношения внутри человеческого общества.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей. Поэтому взят курс на использование метода интеграции в процессе обучения.

Интеграция в нашей школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный,  межпредметный, интеграция во внеурочной деятельности.

Как пример собственного опыта предлагаю фрагмент интегрированного урока химии, биологии, истории в 10 классе «Этиловый спирт и его влияние на организм человека»

Цель: 1. Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на клетки живых организмов;

  1. Показать последствия влияния алкоголя на организм человека.

3.Совершенствовать умение наблюдать, анализировать и обобщать информацию,  делать выводы

Основные понятия:

История –  антиалкогольные кампании

Химия – физические и химические свойства, водородные связи, денатурация, спирты, альдегиды.

Биология – клетка, ядро, хромосомы, клеточная мембрана, ферменты, нейроны, алкогольный синдром плода

Химия на партах учащихсявещества: этанол, вода, растительное масло, раствор белка, медная проволока, приборы- 4 пробирки в штативе, пипетка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички. На демонстрационном столе – спиртосодержащие  медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Урок начинает учитель истории:  Издревле винные напитки производили из различных растений  во всех странах мира.  Боги виноделия – это Эниль, Дионис (Вакх), Бахус, Квасура, Акан, Ю.  В  царской России министр финансов 1892-1903 г.г. С.Ю Витте ввёл государственную монополию на производство и продажу вина. Все доходы от продаж алкоголя поступали в государственную казну, а бюджет прозвали «пьяный».

Учитель химии: Физические и химические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты. Проводится инструктаж по технике безопасности.

1 ОПЫТ. Растворимость этилового спирта в воде.

2 ОПЫТ. Этиловый спирт — растворитель жиров.

3 ОПЫТ. Летучесть спирта

4 ОПЫТ. Влияние этанола на молекулы белков.

5 ОПЫТ. Реакция с оксидом меди (II)

Учитель биологии: В человеческом организме механизм действия этанола таков: Молекула спирта подходит к молекуле жира в мембране клетки, взаимодействует с ней и разрушает  оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. 

Далее следует выступление ученика с подготовленным  к уроку сообщением «Действие алкоголя на репродуктивную функцию»

Учитель истории:  демонстрируется кинофрагмент «Как царь Пётр I боролся с пьянством»

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны нарушения трудовой дисциплины. Советское правительство продолжило борьбу с пьянством. В 1918, 19929, 1958, 1972, 1985-87 г.г изданы Указы и Постановления Правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Учитель биологии: Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.

Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Что такое наркотик? В чём его опасность?

Вывод: Алкоголь–психотропное вещество, обладает наркотическими  свойствами.

Демонстрируется кинофрагмент «Масштабный ролик против пьянства»

Учитель химии: Подводя  итог нашему уроку,  предлагаем вам  ответить на несколько небольших вопросов и вставить пропущенные слова в предложениях.

Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Жиры _________ в этаноле .

Этиловый спирт   _________ мембраны клеток и ферменты.

Необратимое осаждение белков под действием спирта называется _________.

Алкоголь –  _________ вещество, обладает  _________  свойствами.

Домашнее задание: Написать эссе “Всё есть яд, всё есть лекарство. Всё дело в дозе”.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *