Результативность методической работы с отдельными категориями учащихся при обучении химии

Красовская Елена Александровна,

МАОУ «Лицей №9»,  г. Асбест

Результативность методической работы с отдельными категориями учащихся при обучении химии

Реформа общеобразовательной школы и время ставят перед преподавателем  школы задачи:

  1. Дать учащимся знания;
  2. Обеспечить единство обучения и воспитания через предмет;
  3. Подготовить учащегося к жизни.

Приведение методов обучения в соответствии с социальными требованиями жизни – основа работы преподавателя в современных условиях.

К 8 классу к обучению химии учащиеся подходят разной подготовленности к работе, с разными возможностями. Одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода, а есть и такие учащиеся, которые не воспринимают материал совсем. Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучения химии результатов не дают. Просить и приказывать бесполезно. Поэтому в своей работе, прежде всего, учитываю недостатки мышления, низкую работоспособность, слабую волю и, разумеется, следствие этих причин – отсутствие навыков учебной деятельности, узкий кругозор. Работая над проблемой повышения эффективности урока, я столкнулась с проблемой, «Как работать на уроке с группой и одновременно с каждым учащимся?» В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни. Каждый из нас выбирает тот или иной принцип обучения. Просмотрев методическую литературу, испробовав на уроках элементы различных форм уроков развивающего обучения, решила строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса – лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.

Планируя работу по предмету, ставлю перед собой две основные задачи:
1. Выяснить уровень владения предметными умениями и навыками; объем и глубину знаний по предмету;

  1. Индивидуально-психологические особенности каждого учащегося.

При подготовке к уроку учитываю перечисленные выше знания об учащихся.

Основные направления работы с учащимися:

Организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся. Группы я формирую по следующим признакам: учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент; учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы; учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления.

На первом этапе работы изучаю индивидуальные особенности учащихся и групп учащихся; с целью выяснения уровня и объема знаний по предмету разработаны тесты проверки знаний учащихся.
Учащимся предлагается выполнить творческое задание, например, к высказыванию о химии, сделать рисунок, подобрать стих или любое другое посильное для учащегося задание.

На втором – признание учащегося главной действующей фигурой образовательного процесса, т.е. перед разными категориями учащихся разные цели. Одни достигают уровня базовой подготовки, другие занимаются ликвидацией пробелов в знаниях. А есть «группа учебного риска» – это те учащиеся, которые не могут проявлять даже минимальные возможности. При достижении определенного уровня в знаниях возможен переход из одной подгруппы в другую и наоборот. Если учащийся не справляется с заданием, то может выполнять любое посильное для себя задание, предложенное учителем.

Учащиеся учатся от другого ученика так же, как и от преподавателя на уроке. На этом этапе работы применяю карточки- консультации; карточки- алгоритмы; опорные конспекты; Составлены уровневые контрольные работы, которые направлены на проверку знаний и выявлению типичных ошибок учащихся.

На третьем этапе – развитие умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой, справочниками, отстаивать свое мнение, задавать вопросы.

Учу отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного ответа или решения. Учащиеся получают возможность внести изменение в планирование работы на уроке, получают возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились.
Уровни и виды домашнего задания:

Первый – обязательный минимум. Он должен быть посилен и понятен каждому учащемуся; Второй – задания с выбором, когда учащиеся из предложенных заданий может выбрать для себя посильное задание. Третий уровень – особые задания.

Письменный контроль: химические диктанты, тесты по разделам программы; самостоятельные и контрольные работы.

Особое внимание уделяю тем учащимся, которые проявляют повышенный интерес к предмету. С ними я работаю над проектами по темам, которые интересны самим учащимся. Для этого существует отдельный алгоритм работы:

  1. отбор материала по интересующей теме
  2. выбор опытов для эксперимента (иначе в химии и не интересен проект)
  3. распределение материала по блокам
  4. выполнение экспериментальной части проекта
  5. оформление работы
  6. создание презентации по работе для публичной защиты

Данный алгоритм использовала уже неоднократно в своей работе, и проекты вызывали огромный интерес у одноклассников учащегося и общественности. А также занимали призовые места в городе, регионе, области и России. Причем  в основном над проектами работали не всегда ученики, которые имели отличные отметки по химии. И получается, что это моя особенность работы  с учащимися отдельных категорий по предмету.

 

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *