Медийная и информационная грамотность: синонимы или различные понятия?

Корлякова Людмила Анатольевна

МКОУ «СОШ № 2», г. Ревда

Медийная и информационная грамотность: синонимы или различные понятия?

«Какой ты безграмотный!», «Ну ты-грамотей!!!». Эти высказывания часто можно услышать в процессе обучения, начиная с первого класса школы. Так значит, быть грамотным — это важно для общества! И, если еще в недавнем прошлом речь шла только о грамотности, как о степени владения навыками чтения и письма, то в настоящее время выделяют несколько разновидностей грамотности.

Все чаще педагоги в школе с гордостью говорят об «овладении информационной грамотностью», путая, на мой взгляд, понятия «информационная» и «компьютерная» грамотность. Не будучи информационно грамотным человеком, мы априори не работали бы в образовательном учреждении. По определению: «Информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения» [1]. То есть это не что иное, как фундамент осуществляемой профессиональной педагогической деятельности. Информационная грамотность — это основное требование, которое можно предъявить человеку, претендующему на должность «учитель».

Заглянув в Википедию, находим: «Термин медиа (англ. media), означающий средства коммуникации» [2]. Значит, медийная грамотность — это набор компетенций, необходимых для использования медиа в жизни, работе, учебе и т.п. (СМИ, интернет, новости, реклама, фото, книги, радио, кино, телевидение). Медийная грамотность — это приобретаемая необходимость современного учителя. Постоянно работая с «новым» поколением, педагогу нужно чутко «держать руку на пульсе» и идти вместе с ребенком, но все-таки, и чуточку впереди. Дети мгновенно чувствуют, что они в чем-то превосходят старшее поколение, и тут все зависит от воспитания ребенка: либо ученик будет с гордостью помогать «отстающему» учителю, либо подвергнет насмешкам «недалекого чайника». Именно поэтому главным словом в данном случае является все-таки «впереди». Для того чтобы ученики использовали современные гаджеты, купленные безотказными для своего чада родителями, именно с пользой для своего образования, педагоги должны освоить действия с этими гаджетами на миг раньше. Только тогда образовательный процесс будет интересен как для учителя, так и для обучающегося, только тогда мы сможем оттащить нынешнее поколение от все-время-пожирающих компьютерных игр, и направить использование детьми медиа-продуктов на их развитие. Именно мы, учителя, должны показать какой нераскрытый ресурс находится в использовании современных медиа. Тогда естественен вывод: мы не имеем права стоять на месте, постоянное повышение медийной грамотности — это условие успешной педагогической деятельности в современном мире.

Можно быть информационно грамотным человеком, но без медийной грамотности очень сложно быть современным учителем.

 

*1- https://canvas.instructure.com/courses/877722/pages/kakiie-byvaiut-ghramotnosti?module_item_id=6203249

*2- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *