Интеграция обучения как условие реализации ФГОС ООО

Кадочникова Наталья Ивановна, МАОУ лицей №5, г. Камышлов

Интеграция обучения как условие реализации ФГОС ООО

Отличительной чертой нового стандарта является его системно-деятельностный характер.  Требования  стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются программа формирования универсальные учебные действия. ФГОС нового поколения дает  возможности планировать изучение нового материала, учитывать связь данного предмета с другими. Учитель должен исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в единстве с другими. Проявлением этого единства являются объективные межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.

Как  часто на уроках мы наблюдаем, что  дети не умеют связывать воедино разрознённые факты, полученные на разных предметах. Отсюда вывод – большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Для решения обозначенной проблемы в современной школе существует интегративный подход.

Интегративная система является эффективным и современным методом обучения. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует усвоению новых знаний, взаимно обогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Благодаря межпредметной интеграции ученики целенаправленно переносят знания с одних уроков на другие. В результате ученики получают некую целостную картину мира. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся, а также данный подход  способствует становлению и развитию симультанного  мышления, то есть, способности видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами.

Рассмотрим некоторые примеры интеграции при изучении  химии.

  1. Интеграция с математикой.

Изучение темы «Растворы» начинается в 8 классе. Здесь учащиеся знакомятся с понятием «массовая доля»  и решают задачи по формуле: w = mр.в 100% /mр-ра. Учащиеся к этому моменту знакомы на математике  с «методом пропорции», поэтому всегда в качестве альтернативы предлагаю и второй способ, используя данный метод. В 9 классе при изучении темы «Теория электролитической диссоциации» вновь встречаемся с растворами. Но дефицит времени на уроке не позволяет уделить много времени решению задач. Выручает элективный курс «Основы аналитического анализа» (еще один вид интеграции). Рассматриваем задачи на разбавление и смешение растворов. Например:

К 80 г раствора с массовой долей 0,15 прибавили 20 г воды. Какова массовая доля растворенного вещества в образовавшемся растворе?

1 способ. Решаем по известному алгоритму: находим массу соли в исходном растворе; находим массу образовавшегося раствора; вычисляем массовую долю растворенного вещества (двумя способами)

2  способ – алгебраический. Когда-то давно познакомилась с ним в журнале «Химия в школе» и много лет использую в своей практике.

m р.в. = 0,15·80

m р.в. = 0 · 20

m р.в. = x·100

Решаем уравнение: 12 + 0 = 100x,

x = 0,12 или 12%.

В 11 классе данную тему углубляю материалом из ЕГЭ по математике (контрольная точка 14). Например.  Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде? Для решения задачи необходимо составить систему уравнений. И многие учащиеся бывают удивлены, что на химии можно готовиться к сдаче экзамена по математике.

  1. Интеграция с физикой.

На протяжении длительного времени для учащихся технического профиля веду курс «Электрохимия». Необходимость и эффективность его проведения  доказало время. Нельзя качественно подготовить учащихся к обучению в техническом ВУЗе с 1 часом подготовки по химии в средней школе. Один из вопросов,  рассматриваемых на этом курсе – электролиз. Наряду с написанием катодных и анодных процессов, с написанием уравнения электролиза, предлагаю учащимся задачи следующего плана.                   Электролиз раствора нитрата серебра проводили при силе тока 2 А в течение 4 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах. Какая масса серебра выделилась на катоде и каков объем газа (н.у.), выделившегося на аноде?  Для решения этой задачи необходимо применение закона Фарадея, который они изучают на физике. Второй закон Фарадея записывается в следующем виде:

Таким образом, интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению,  дает учащимся представление о целостности мира, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *