Кадочникова Наталья Ивановна, МАОУ лицей №5, г. Камышлов
Интеграция обучения как условие реализации ФГОС ООО
Отличительной чертой нового стандарта является его системно-деятельностный характер. Требования стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются программа формирования универсальные учебные действия. ФГОС нового поколения дает возможности планировать изучение нового материала, учитывать связь данного предмета с другими. Учитель должен исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в единстве с другими. Проявлением этого единства являются объективные межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.
Как часто на уроках мы наблюдаем, что дети не умеют связывать воедино разрознённые факты, полученные на разных предметах. Отсюда вывод – большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Для решения обозначенной проблемы в современной школе существует интегративный подход.
Интегративная система является эффективным и современным методом обучения. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует усвоению новых знаний, взаимно обогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
Благодаря межпредметной интеграции ученики целенаправленно переносят знания с одних уроков на другие. В результате ученики получают некую целостную картину мира. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся, а также данный подход способствует становлению и развитию симультанного мышления, то есть, способности видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами.
Рассмотрим некоторые примеры интеграции при изучении химии.
- Интеграция с математикой.
Изучение темы «Растворы» начинается в 8 классе. Здесь учащиеся знакомятся с понятием «массовая доля» и решают задачи по формуле: w = mр.в 100% /mр-ра. Учащиеся к этому моменту знакомы на математике с «методом пропорции», поэтому всегда в качестве альтернативы предлагаю и второй способ, используя данный метод. В 9 классе при изучении темы «Теория электролитической диссоциации» вновь встречаемся с растворами. Но дефицит времени на уроке не позволяет уделить много времени решению задач. Выручает элективный курс «Основы аналитического анализа» (еще один вид интеграции). Рассматриваем задачи на разбавление и смешение растворов. Например:
К 80 г раствора с массовой долей 0,15 прибавили 20 г воды. Какова массовая доля растворенного вещества в образовавшемся растворе?
1 способ. Решаем по известному алгоритму: находим массу соли в исходном растворе; находим массу образовавшегося раствора; вычисляем массовую долю растворенного вещества (двумя способами)
2 способ – алгебраический. Когда-то давно познакомилась с ним в журнале «Химия в школе» и много лет использую в своей практике.
m р.в. = 0,15·80
m р.в. = 0 · 20
m р.в. = x·100
Решаем уравнение: 12 + 0 = 100x,
x = 0,12 или 12%.
В 11 классе данную тему углубляю материалом из ЕГЭ по математике (контрольная точка 14). Например. Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде? Для решения задачи необходимо составить систему уравнений. И многие учащиеся бывают удивлены, что на химии можно готовиться к сдаче экзамена по математике.
- Интеграция с физикой.
На протяжении длительного времени для учащихся технического профиля веду курс «Электрохимия». Необходимость и эффективность его проведения доказало время. Нельзя качественно подготовить учащихся к обучению в техническом ВУЗе с 1 часом подготовки по химии в средней школе. Один из вопросов, рассматриваемых на этом курсе – электролиз. Наряду с написанием катодных и анодных процессов, с написанием уравнения электролиза, предлагаю учащимся задачи следующего плана. Электролиз раствора нитрата серебра проводили при силе тока 2 А в течение 4 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах. Какая масса серебра выделилась на катоде и каков объем газа (н.у.), выделившегося на аноде? Для решения этой задачи необходимо применение закона Фарадея, который они изучают на физике. Второй закон Фарадея записывается в следующем виде:
Таким образом, интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению, дает учащимся представление о целостности мира, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение.