Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МАОУ «Лицей № 21», г. Первоуральск
Уже не первый год в лицее проводятся в рамках внеурочных занятий — соревнования интегративного характера, направленные на профориентацию учащихся. В частности, это лицейский этап JuniorSkills и техноквест.
Движения JuniorSkills – это грамотная профориентация, когда каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе и в профессии лаборанта. Организация техноквеста направлена также на развитие профориентации у учащихся, на развитие инженерно-конструкторских навыков.
Мне хочется предложить вашему вниманию некоторые здания, которые выполняли учащиеся в рамках этих мероприятий.
Так тема одного из мероприятий техноквеста была посвящена нанотехнологиям, поэтому на станции в кабинете химии были предложены следующие задания.
Задание 1. Определение гидрофильных и гидрофобных свойств бумаги
Приборы и материалы: Пипетки, бумага различных типов, листья растений, вода, линейка с миллиметровой шкалой.
Этапы проведения эксперимента и выводы:
Гидрофобность – способность материала не смачиваться водой.
Предложены образцы бумаги разных типов (глянцевую, тетрадную и фильтровальную), а также поверхности, обработанные гидрофобными материалами (воском, водоотталкивающим спреем и др.). С помощью пипетки наносим одинаковые по объему капли воды, измеряем линейкой диаметр капель. На гидрофобных поверхностях диаметр капель будет минимальным, а кривизна поверхности самой большой.
|
образец |
Размер капли |
1 |
|
|
2 |
|
|
Расположите цифры, соответствующие образцам, по мере уменьшения гидрофобных свойств)
Задание 2. Определение размеров тел
Материалы: образцы для измерения, линейка, штангенциркуль
Определить размеры в мм, см, м следующих тел: диаметр семян, толщину нитки, толщину листа бумаги
образец |
мм |
см |
м |
Диаметр семян |
|
|
|
Толщина нитки |
|
|
|
Толщина листа бумаги |
|
|
|
Задание № 3 Анаграммы. Немного о нанотехнологиях
Анаграмма — (от Греч. ανα- — «снова» и γράμμα — «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
1) Ритеамаметаллы _______________________________
2) Анколовоно __________________________________
3) Риятуснонаид ______________________________________________
4) нектообъена _________________________________________________
5) Ринтенде ___________________________________________________ и др
Задания для JuniorSkills обычно предлагаются для отборочного этапа (для всех желающих) и очного. Один год очный этап был организован на базе предприятия, где учащиеся выполняли задания предложенные им на заводском оборудовании.
Задания отборочного этапа предлагаются разные для каждой параллели, например, для 7 класса: 1) Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ: N2O, Ca(OH)2, H3PO4 2) Рассчитайте, какая масса соли и воды потребуется для приготовления 300 г 25 %-ного раствора
Вариант очного этапа в рамках школьной лаборатории
Проведите анализ минеральной воды по предложенной методике
- Используя таблицы «Изменение окраски индикатора в разных средах и рН среды», определите с помощью индикатора метилоранж среду и рН минеральной воды
индикатор |
Кислая среда |
Нейтральная среда |
Щелочная среда |
метилоранж |
красный |
оранжевый |
желтый |
фенолфталеин |
Бесцветный |
бесцветный |
малиновый |
Универсальный |
красный |
желтый |
Синий (зеленый) |
Лакмус |
красный |
фиолетовый |
синий |
Среда кислая – рН < 7
Среда нейтральная рН = 7
Среда щелочная рН >7
- Определение сульфат-ионов. К 1 мл исследуемой воды приливают 1 каплю раствора BaCl2. Примечание: в присутствии сульфат-иона выпадает осадок белого цвета или появляется муть.
Прозрачность раствора |
Содержание SO42-, мг/л |
Слабая муть, проявляющаяся через несколько минут |
1,0 — 10,0 |
Слабая муть, появляющаяся сразу |
10,1 — 100,0 |
Сильная муть |
100,1 -500,0 |
Большой осадок, быстро оседающий на дно пробирки |
более 500,0 |
- Определение хлорид-ионов
К 1 мл исследуемой воды приливают 1 каплю раствора азотнокислого серебра,
Примечание: появление осадка или мути указывает на наличие анионов хлора.
Прозрачность раствора |
Содержание Cl—, мг/л |
Слабая муть |
1,0 — 10,0 |
Сильная муть |
10,1 — 50,0 |
Хлопья осаждаются не сразу |
50,1 -100,0 |
Белый объемистый осадок |
более 100,0 |
- Определение гидрокарбонат-ионов. К 1 мл исследуемой воды добавляют 2-3 капли соляной кислоты. Примечание: появление пузырьков газа указывает на наличие гидрокарбонат-ионов