Тулиганова Разида Габдулловна, МАОУ «СОШ №30 им. 10-го гвардейского УДТК», г.о. Дегтярск
В преддверии празднования Дня Победы мы вспоминаем тех, кто на полях сражений и на трудовом фронте приближал наступление этого дня.
В обеспечении победы над фашистской Германией огромное экономическое и оборонное значение имело создание мощной химической промышленности, способной обеспечить в военный период потребности государства в конструкционных материалах, необходимых для создания оружия, топливе, взрывчатых веществах, лекарственных препаратах, минеральных удобрениях и других химических соединениях.
К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны, и обеспечить нашу армию необходимой продукцией,
В предвоенные годы в Красной Армии были организованы подразделения и части, предназначенные для проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла.
Существовала определенная угроза применения химического оружия против нашей страны со стороны вероятного противника. В этих условиях особое внимание обращалось на подразделения, предназначенные для организации и проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла. Были созданы специальные машины для ликвидации последствий химического нападения противника, в том числе для дегазации местности, оружия, боевой техники, обмундирования и снаряжения.
Большие успехи были достигнуты в разработке индивидуальных средств защиты военнослужащих и гражданского населения. Противогазы, средства защиты кожи, индивидуальные противохимические пакеты, разработанные военными химиками, обеспечивали надежную защиту от химического оружия того времени. Были созданы изолирующие противогазы, защитные костюмы, в войска поступили комплекты оборудования и фильтровентиляционные установки для коллективных укрытий, фильтры для очистки воды, комплекты защитных средств животных. Химические войска готовились к выполнению задач по применению минометно-зажигательных средств и нейтральных дымов.
Параллельно с оборонными проблемами военные-химики решали и гражданские. Был создан ряд лечебных препаратов для терапии поражений, возникающих при воздействии отравляющих веществ; проведено исследование защитных свойств различных материалов и созданы средства защиты для работы с агрессивными веществами на производстве; разрабатывались методы и оборудование для обезвреживания токсичных отходов; созданы медицинские препараты и технологии их промышленного производства (противомалярийные препараты акрихин и плазмохин, витамин В1 и др.); велись проектирование и строительство комплекса для получения фенола и ацетона; производили новые красители для кинофотоматериалов и многое другое.
В начале войны химическая индустрия понесла огромные потери, поскольку основные ее предприятия находились в южных и западных районах страны, оказавшихся в центре боевых действий или в оккупации. Наибольший урон понесли основная химическая и азотная промышленность: было потеряно 50 % мощностей по производству аммиака,
77 % — серной кислоты, 83 % — кальцинированной соды, 66% — красителей.
В связи с угрозой уничтожения промышленности важнейших экономических районов страны было принято решение о перемещении крупнейших промышленных предприятий на восток и о превращении его в основную военно-экономическую базу страны.
В 1941-1942 гг. из прифронтовых районов на Урал и в Сибирь было эвакуировано 34 химических предприятия. Роль химической промышленности особенно возросла в связи с угрозой возникновения дефицита боеприпасов. Из строя было выведено 303 предприятия, выпускающих боеприпасы. В ходе эвакуации было потеряно 2/3 производственных мощностей по выпуску пороха.
Благодаря героическому труду химиков, а также в результате преобразования химических предприятий заводы Урала, Сибири, Средней Азии и Закавказья к середине 1942 г. фронт был полностью обеспечен химической продукцией. Тысячи работников химической промышленности самоотверженно трудились. Монтаж крупных цехов и заводов на новом, неприспособленном месте осуществлялся за 3-4 недели, а через 3-4 месяца предприятие достигало довоенного уровня выпуска продукции. Химическая промышленность обеспечивала потребности фронта в сырье для производства порохов и взрывчатых веществ (целлюлоза, азотная и серная кислоты, аммиак, аммиачная селитра, толуол, метиловый и этиловый спирты), высокооктановых топливах, высококачественных моторных маслах, каучуке и резине.
Условия военного времени требовали перестройки научно-исследовательской работы учреждений Академии наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.
По предложению ведущих ученых страны — академиков А.Н. Баха, С.И. Вольфковича,
Н. Д. Зелинского, С. С. Наметкина, А. Н. Фрумкина — при Государственном Комитете Обороны (ГКО) был сформирован научно-технический совет. Уполномоченным ГКО по делам науки был назначен известный химик, член правительства, председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме С. В. Кафтанов, его помощником — профессор С. А. Балезин. В задачи научно-технического совета входила работа по организации исследований в области создания нового оружия и совершенствования боевых средств.
Руководство страны выделило главные направления деятельности научных организаций: решение проблем, имеющих оборонное значение; научная помощь промышленности в улучшении и освоении военного производства; мобилизация сырьевых ресурсов страны; замена дефицитных материалов местным сырьем. В Академии наук большую часть работ выполняли непосредственно по заявкам военных организаций. В 1942 г. Наркомат обороны выдвинул 175 оборонных тем для разработки в Академии наук. В химических подразделениях Академии наук над тематикой, непосредственно связанной со снабжением армии и флота, работали около 200 сотрудников.
Приоритетными направлениями работы наших ученых стали разработка новых конструкционных материалов для военной техники, совершенствование уже имевшихся технологий их получения и продление их срока службы. Под руководством Л. Ф. Верещагина была разработана установка, позволившая проводить упрочнение минометных и орудийных стволов разного калибра. При этом увеличивались срок службы и дальнобойность орудий, для их изготовления можно было употреблять менее высококачественную сталь. И. И. Корнилов разработал технологию получения новых марок нержавеющих и жаростойких сталей, при этом себестоимость выпускаемой продукции снизилась в 2-2,5 раза. Группе ученых под руководством И. И. Корнилова принадлежит целый ряд весьма ценных промышленных исследований по получению безуглеродистого хрома и феррохрома. Сотрудники Уральского филиала АН СССР под руководством С. В. Карпачева повысили производительность электролизных ванн в алюминиевой промышленности за счет введения в расплав небольших количеств соединений кальция. Это позволило увеличить выход металла на 4 %.
Использование легких металлов в авиации во многом зависело от нахождения способов защиты их от коррозии. Член-корреспондент АН СССР Г. В. Акимов с группой сотрудников разработал новые устойчивые против коррозии пленки для применения в авиационной промышленности, производстве боеприпасов и вооружений. Работы по защите деталей от коррозии привели к созданию нового сплава, применение которого позволило увеличить срок службы авиамоторов в 2,5 раза. В условиях боевых действий возникла насущная необходимость создания травильных растворов для очистки оружия от ржавчины. Разработанный С. А. Балезиным промышленный ингибитор кислотной коррозии У-2 — уникол — позволил вернуть в строй более 5 млн. предметов вооружения.
Крупным достижением советских ученых было получение в годы войны ценных синтетических полимерных материалов из недефицитного сырья. Так, в Институте органической химии был разработан метод получения синтетического каучука из непищевых продуктов. В блокадном Ленинграде член-корреспондент АН СССР П. П. Кобеко для замены импортного полиэтилена в механизме системы автоматического наведения зенитных батарей предложил использовать полимер эскапон, получаемый в его лаборатории из натрий-дивинилового каучука. По заданию Наркомата авиационной промышленности В. К. Матвеев и В. В. Голубев разработали синтетические смолы для получения высококачественных лаков и эмалей, использовавшихся для покрытия самолетов. И. Н. Назаров создал карбинольный клей, получивший распространение в Красной Армии взамен механических видов крепления для упрочнения и ускорения изготовления предметов вооружений, боевых механизмов, боеприпасов, для восстановления деталей автомашин, танков, военно-морских кораблей.
Для эффективной и бесперебойной работы техники требовались высококачественное топливо и моторные масла, обеспечивавшие работу двигателя в экстремальных условиях российского климата. Работы в этом направлении были начаты еще до войны
С. С. Наметкиным и К. П. Лавровским, которые получили сильный антидетонатор — тетраэтил-свинец. Подбор устойчивых к детонации топлив осуществляли Н. Н. Семенов и А. С. Соколик в Институте химической физики АН СССР.
Другой способ получения высокооктановых топлив заключался в изменении строения углеводородов, входящих в состав топлива, посредством ароматизации, пиролиза и алкилирования. В Институте горючих ископаемых для получения ароматических углеводородов создали восстанавливаемый катализатор, позволяющий повысить содержание ароматических углеводородов от 1,5 до 55 %.
Для получения ароматических углеводородов, используемых при получении высококачественного бензина, академики Н. Д. Зелинский, А. А. Баландин, Б, А. Казанский и профессор Б. Л. Молдавский предложили использовать дегидрогенизацию и циклизацию парафинов нефти.
Важной оборонной и народно-хозяйственной задачей была разработка способов перевода низкокачественных легких моторных масел в тяжелые. Задача состояла не только в создании загустителей (присадок) для масел, но и в повышении их морозостойкости, что особенно важно для авиации. Сотрудник Физико-технического института С. Н. Журков предложил загущать масла высокомолекулярными присадками. Метод отличался простотой и дешевизной. Полученные масла можно было использовать как в летний, так и в зимний период. Академики А. Е. Фаворский и М. Ф. Шостаковский разработали присадки на основе отходов производства синтетического каучука. Небольшая добавка таких присадок к машинным минеральным маслам позволяла переводить их в класс зимних авиационных масел. М. Г. Руденко разработал масляную присадку к отходам нефтяных заводов, что позволило использовать их в качестве морозостойких зимних авиационных масел.
П. А. Ребиндер разработал новые смазочноохлаждающие жидкости, применявшиеся при обработке металлов, что позволило сократить расход дефицитного керосина, бензина и масла, уменьшило износ инструмента и снизило процент брака.
Ученые принимали активное участие в создании материалов для взрывчатых веществ. О. П. Головко разработал и внедрил метод получения сульфатной целлюлозы для производства бездымного пороха. Летом 1942 г. этот метод освоил Марийский бумажный комбинат. В это же время ученые Уральского филиала АН СССР разработали непрерывный процесс гидролиза виниловых эфиров и получили исходный материал для производства пластмасс и взрывчатых веществ.
В военный период возник острый дефицит толуола, служившего сырьем для получения тринитротолуола. Повысить выпуск толуола удалось увеличением содержания толуола в нефтепродуктах методом пиролиза и увеличением доли извлекаемого толуола из нефтепродуктов.
Для создания дешевых взрывчатых веществ требовался жидкий кислород. Эту проблему решил академик П. Л. Капица, создавший самую мощную в то время турбинную установку для получения жидкого кислорода: она вырабатывала до 2000 кг жидкого кислорода в час. Производительность новой машины была в 6-7 раз выше прежних, а площадь, занимаемая ею, в 3-4 раза меньше.
Ученые неустанно трудились над созданием лекарств и освоением лекарственных ресурсов. Было успешно проведено фармакологическое и клиническое испытание ацетилстрептоцида (препарат широко использовался в медицинской практике) и неоплазмохина (антималярийного препарата). В результате работы Военно-санитарной комиссии АН СССР был налажен выпуск: кофеина — из чая, никотиновой кислоты — из анабазина, аскорбиновой кислоты — из грецких орехов и хвои, витаминных препаратов А1, В1. На основе продуктов полимеризации винилбутилового эфира создал бальзам (современное название «винилин»), спасший в годы войны тысячи людей после ожогов, обморожений и осложнений при огнестрельных ранениях. Был налажен выпуск отечественного пенициллина, который стал главным в борьбе с гнойно-воспалительными процессами, сепсисом. Большое значение имели работы по сохранению витаминов в продуктах питания, подлежащих длительному хранению. Только в 1942 г. новый способ сушки овощей позволил при переработке 8 тыс. тонн овощей сохранить 200 млн. человеко-доз витамина С.
Великая Отечественная война стала суровой проверкой теоретических основ и практических методов боевого применения войск химической защиты, их организационной структуры и технической оснащенности. Принципиальное решение о возможности применения химического оружия против Советского Союза было принято правительством фашистской Германии еще до начала агрессии. В Германии были созданы новые отравляющие вещества (зарин, табун и др.). Готовность Германии к развязыванию химической войны подтвердилась в первые недели боевых действий. Наступавшие немецкие захватчики везли с собой целые эшелоны с боевыми отравляющими веществами.
С июля 1941 г. химическая служба и химические войска Красной Армии повседневно осуществляли комплекс мероприятий, включавший организацию химической разведки и оповещения, снабжение войск средствами защиты и обучение умелому их использованию в бою, подготовку мероприятий по ликвидации последствий химического нападения.
Одним из сдерживающих факторов, предотвратившим развязывание гитлеровской Германией химической войны, была высокая степень готовности советских войск и гражданского населения к противохимической защите.
С первых дней войны советские войска применяли зажигательные средства. Наиболее простые из них — зажигательные бутылки — использовали для борьбы с танками, бронемашинами, штурмовыми орудиями, а также для поджога различных оборонительных сооружений и создания огневых заграждений.
С лета 1941 г. при выполнении тактических и оперативных задач широкое применение нашли маскировочные дымы. Их применяли в ходе обороны Ленинграда и в битве за Днепр. Дымовые завесы ставили в основном подразделения химических войск. Дымовые средства применяли в целях противовоздушной обороны военных и административно-хозяйственных объектов. С помощью дымов маскировали сотни важных объектов, в том числе такие крупные города, как Москва, Горький, Куйбышев, Минск, Киев, Саратов.
Научно-исследовательская работа военных химиков была направлена на нужды фронта. Она проходила по следующим направлениям: создание новых и совершенствование имевшихся средств защиты кожи и органов дыхания; совершенствование технологий производства различных продуктов для военных целей; разработка огнеметно-зажигательных, дымовых и взрывчатых веществ; разработка новых образцов вооружений химических войск; разработка инструкций, памяток и брошюр по различным вопросам химической защиты.
Правительство высоко оценило вклад работников отечественной химической науки и промышленности в разгром фашистской Германии. За самоотверженный труд в годы войны многие из них были награждены орденами и медалями. Академикам А. Н. Баху,
Н. Д. Зелинскому, П. Л. Капице, Д. Н. Прянишникову, А. Е. Фаворскому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Почти все старейшие предприятия химической промышленности были награждены Государственным Комитетом Обороны или Наркоматом химической промышленности.
В годы войны в одном строю с армией и народом военные химики защищали родную землю. Правительственные награды получили свыше 70 % офицеров и генералов и более половины рядового и сержантского состава химических войск и химической службы,
а 22 из них было присвоено звание Героя Советского Союза.