Багаева Мартина Сергеевна, студент, факультет естествознания, физической культуры и туризма, кафедра биологии, химии, экологии и методики их преподавания, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
КЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Познавательный интерес, интеллект, внимание, способы обучения, дидактические игры, уроки- игры.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена развитию познавательного интереса обучающихся основной школы к учебному предмету «Химия». Представлены формы интеллекта и внимания. Рассмотрены возрастные особенности учеников 8—9-х классов. Рассмотрены способы развития познавательного интереса учащихся к предмету «Химия».
Заинтересованность любым делом тесно связана с эмоциями, возникающими в ходе процесса. Так, под влиянием положительных эмоций, у ученика возникает желание заниматься той или иной областью науки более увлеченно, чем при их отсутствии.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующуюся постоянным стремлением к углублению знаний [3]. Познавательный интерес — это один из важнейших мотивов учения школьников, под влиянием которого учебный процесс даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка [3].
Такой интерес является подлинным интересом к науке и может возникнуть даже из малейшей заинтересованности путем планомерной работы учителя. Выделяют 4 стадии развития познавательного интереса [4]:
- Стадия любопытства.
На стадии любопытства ученик удовлетворяет лишь поверхностный интерес, не стремясь постичь суть.
- Стадия любознательности.
Данная стадия характеризуется потребностью в изучении явлений и самых важных свойств предметов. Она выражается в стремлении проникнуть за рамки материала, предусмотренного программой.
- Стадия подлинного познавательного интереса.
На этой стадии ученик стремится к разрешению проблемного вопроса и установлению причинно-следственных связей между интересующими его явлениями.
- Стадия теоретического интереса.
Данный этап характеризуется формированием научных взглядов, основанных на глубоких теоретических знаниях, и выражается в стремлении применить эти знания на практике.
При развитии познавательного интереса необходимо учитывать возрастные особенности, уровень знаний по учебному предмету, форму интеллекта учащегося и наиболее удобный для него способ обучения.
Интеллект— представляет собой умственную деятельность человека, отождествленную с рассудком, разумом и интуицией. Из 10 существующих форм интеллекта учителю химии необходимо учитывать следующее [2]:
- Вербальный интеллект.
- Математический интеллект.
- Визуально-пространственный интеллект.
- Абстрактный интеллект.
- Межличностный интеллект.
Существует три способа обучения, каждый из которых небходимо учитывать при изучении и обучении химии [2]:
- Визуальное обучение.
- Обучение на слух.
- Кинестетический способ обучения—обучение через прикосновения.
Учитель химии может вызвать глубокую заинтересованность к предмету различными способами: экскурсией на химическое предприятие, демонстрационным опытом или групповой работой с текстом. Выбор преподавателя напрямую будет зависеть от индивидуальных особенностей ученика. В таком случае возникает вопрос: «Каким образом заинтересовать весь класс?». Ответом на этот вопрос могут служить «Дидактические игры».
Дидактические игры—это вид учебных занятий, организуемых по определенным правилам и имеющих определенную структуру и систему оценивания. Принята следующая основная классификация уроков- игр [1]:
- Уроки- обобщения.
- Уроки- объяснения нового материала.
- Проблемные уроки.
- Интегрированные уроки.
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес положительно влияет на процесс и на протекание психических процессов. Обеспечить развитие познавательного интереса можно как в ходе классных мероприятий, так и посредством экскурсий и самостоятельной работы учащихся. Только при осмыслении необходимости развития познавательного интереса учащихся, преподавательская деятельность считается осмысленной [1].
Список источников и литературы
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. — 158с.
- Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. — 144с.
- Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2007. — 540с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Антология гуманной педагогики. – Москва. Карапуз, 1998. — 218 с.