Барышникова Екатерина Леонидовна, ассистент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет
Сулейманова Надежда Александровна, кандидат химических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет
Абрамова Надежда Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет
Грачев Сергей Викторович, специалист по учебно-методической работе кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет
Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования преследует основную цель – формировать познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, создавать условия для их саморазвития и непрерывного образования. В связи с этим возникает насущная необходимость увеличить долю самостоятельной работы в образовательном процессе за счет использования новых источников информации на уроках и внеурочной деятельности. Одной из таких форм является учебно-исследовательская работа учащихся [1]. В основе исследовательской деятельности лежит проблемное обучение, которое является методом развития самостоятельного творческого мышления[2].
Исследовательскую работу можно предлагать достаточно хорошо подготовленным ученикам, которые заинтересованы в получении новых знаний по химии и стремятся развивать свои творческие способности. Навыки экспериментальной деятельности у учащихся можно сформировать при наличии минимального оборудования и реактивов, однако, для полноценной исследовательской работы необходимы приборы, которые редко можно встретить в школьном кабинете химии. Поэтому является важным обеспечить связь школы и университета, чтобы открыть возможность способным школьникампроводить более серьезные исследования на современном оборудовании под руководством опытных научных сотрудников. Новая лаборатория химии Уральского педагогического университета может предоставить школам свою базу для проведения практических опытов и экспериментов, в их индивидуальных и групповых исследовательских проектов. В рамках сотрудничества с другими ВУЗами, школами и учреждениями дополнительного образования, для обмена опытом, лаборатория может выступать как экспериментальная площадка для современного обучения химии. Кроме того, в лаборатории можно проводить методические семинары,демонстрационные опыты и научно-практические мастер-классы – все это способствует популяризации науки.
Лаборатория химии предоставляет большие возможности для организации лабораторных и практических занятий студентов с 1 по 5 курс, по основным разделам химии, таким как: неорганическая и органическая химия, физическая и коллоидная химия, неорганический и органический синтез, аналитическая химия и пр.Современное оборудование позволяет не только организовать учебный процесс, но и проводить качественные научные исследования. Кабинет оснащён современными измерительными приборами: высокоточными аналитическими весами, pH-метрами-иономерами, спектрофотометрами, кондуктометром, рефрактометром и поляриметром. С помощью этого оборудования можно провести со школьниками исследование почв, определить их кислотность, содержание фосфора и азота и таким образом сделать вывод об их плодородности. С помощью поляриметра можно определить наличие оптически активных веществ (например, при исследовании сахаров). Многофункциональный микроскоп с программным обеспечением для обработки результатов съёмки на компьютере может быть использован при изучении характера кристаллов, образующихся при осаждении различными путями.За титровальными столиками учащиеся могут изучать жесткость воды, кислотность фруктовых соков и др. Для разделения эмульсий, очистки растворов от взвешенных примесей и др. можно использовать центрифугирование. Учебно-лабораторный модуль «коллоидная химия» включает в себя большое количество измерительных приборов для проведения широкого спектра лабораторных работ по физической и коллоидной химии.Лаборатория химии может оказать помощь в организации школьного экологического практикума совместно с лабораторией биологии, имеющей в наличии эковизоры 4-го поколения, позволяющие проводить:
— измерение уровня радиационного фона;
— измерение уровня нитратов в овощах и фруктах (нитрат-тестер);
— определение качества воды;
— поиск зон с повышенным электромагнитным излучением.
При необходимости удаленной работы студенты и школьники могут получать в дистанционном формате необходимые знания посредством виртуальных лабораторных работ и опытов, проводимых в реальном времени и транслируемых с помощью веб-камеры.
Еще одна задача новой лаборатории – переподготовка уже работающих педагогов, многие из которых не имеют возможности познакомиться с современным оборудованием в своих школах. Это позволит им значительно расширить представления о возможных вариантах исследований, которые они смогут провести со своими учениками.
Литература
- Казарина, Н. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии / Н. В. Казарина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5567/ (дата обращения: 17.02.2021).
- Байбакова, Ю. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы» / Ю. А. Байбакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3171/ (дата обращения: 17.02.2021).