Технологии деятельностного подхода при обучении химии

Банникова Елена Геннадьевна,  учитель химии МБОУ «Средняя школа №9», г. Красноуфимск

Системно-деятельностный подход в образовании  предполагает организацию и создание учителем необходимых условий для включения обучающихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях.  

В своей педагогической практике я уже не первый год использую технологию проблемного диалога. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация. [3,41]  Из моего педагогического опыта следует, что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Приведу несколько приемов создания проблемной ситуации, которые я использую в своей практике: 1) предъявить классу противоречивые факты, теории или точки зрения; 2) столкнуть житейские представления учащихся с научным фактом; 3) дать учащимся задание, не выполнимое вообще; 4) дать практическое задание, не сходное с предыдущим; 5) дать практическое задание, похожее на предыдущее; показать неприменимость старых знаний.

Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти. Я использую следующие варианты:  вывожу учеников на побуждающий диалог, представляющий собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог: представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, перехожу к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные.

Для развития у обучающихся внутренней мотивации изучения химии и биологии, усиления прикладной направленности включаю в содержание уроков интегрированные задания   и контекстные задачи. В условии контекстной задачи описана конкретная жизненная ситуация; требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. [4, 34]. Оценивание контекстных задач проводилось по критериям, которые помогают оценить не только знания учащихся, но и насколько они умеют их применять для решения конкретных  задач. В течение учебного года  контекстные задачи  включались в содержание заданий разных виды контроля.

Интегрированные задания, включающие информацию межпредметного характера, по содержанию можно разделить на 2 типа: на знание конкретных фактов, химических понятий; на построение логической комбинации, источник которой находится в информации нехимического характера. Используя интегрированные задачи, я составляла учебные карты для класса химико-биологического профиля.  Они содержат систему  интегрированных заданий или указывают последовательность действий учащихся по выведению новых знаний, состоят из 10 вариантов. Вариант включает 10 заданий различной сложности.

Применяя проектное обучение в образовательном процессе, создаю условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; формируют коммуникативные компетенции, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают компетенцию системного мышления. В 2012-2016 г. работали над исследовательскими проектами  «Вторая жизнь бумаги», «Биологическая роль химических элементов в организме человека», «Безопасное питание. Оценка качества продуктов питания». На основании проведенных исследований обучающимися созданы продукты учебного назначения (буклеты, мультимедийные презентации,  фотокаталоги, альбомы). Применение проектной технологии возможно при выполнении программных практических работ в курсе химии и биологии.

Сегодня необходимо проводить уроки с использованием ИКТ – это наглядно, информативно, интерактивно. Ресурсы   кабинета химии в нашей школе  современные, высокотехнологичные с большими возможностями. Умения экспериментальной деятельности  у обучающихся формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog, виртуальная химическая лаборатория ЕНКа. Используя  возможности АПК, провожу исследовательские практикумы, строю урок с применением программных мультимедийных средств, средств автоматического контроля (использование готовых тестов, создание тестов на основе тестовых оболочек).

Для обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий успешно применяю задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности: задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию; составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи; задания на оценочную деятельность (найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию).

Одним из способов реализации деятельностного подхода является дистанционное обучение. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность ученика.. Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:  выполнение проектов и исследовательских работ;  работа с детьми – инвалидами или часто болеющими; при заочной (экстернатной) форме обучения; работа с одаренными детьми; работа с детьми из «группы риска» (индивидуальные задания с привлечением родителей); сетевое взаимодействие.[5,33] В системе Moodle мною разработан дистанционный курс  «Окислительно-восстановительные реакции»,  предназначенный для обучающихся 10-11 классов, изучающих или уже изучивших систематический курс неорганической и органической  химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах веществ.    Программа является углубленным вариантом изучения раздела «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз расплавов и растворов» по учебнику   Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана  «Химия. Основы общей химии.11 класс».    Структура курса модульная.  Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций. Использовался принцип порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала; последовательное изложение информации; выделение в тексте новых терминов для помещения в глоссарий; использование проблемного обучения при изложении материалов лекций и составлении учебных заданий; обучение путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний; построение заданий с имитацией задач. Содержание курса дополнено мультимедийным представлением учебной информации, продуман инструмент для контроля знаний. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Дистанционные технологии позволяют сделать образовательный процесс более успешным, а индивидуальный подход и широкие возможности повышают уровень получения знаний и навыков.

Технологии деятельностного подхода развивают способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Системно-деятельностный подход — это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно.

 Литература

  1. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения // Химия в школе. — № 2. — 2002.
  2. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. — № 3. — 2005.
  3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2012.
  4. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения/ Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008.
  5. Менделеева В.А. Образование дистанционное и обычное: преимущества и недостатки. Потенциал, № 4, 2011.
Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *