Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности по химии

Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МБОУ «Лицей № 21» ,
г. Первоуральск

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования выпускник школы должен быть:

  • креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества;
  • владеющим основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированным на творчество и инновационную деятельность;
  • способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему).  Но наряду с проектной деятельностью в связи с особенностью предмета мы знакомимся и с исследовательской деятельность.

Первоначальное ознакомление учащихся начальной школы с предметами естественно-научного цикла и профессиями, требующими овладения знаниями по данным предметами происходит в рамках занятий внеурочной деятельности «Я – исследователь. Химия».  Учащиеся включаются в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач, выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования. В ходе занятий учащимся предлагаются небольшие проектные задачи, требующие нестандартного мышления, логики, определенных умозаключений. Конечно, не у всех получается с первого раза, но идет процесс формирования этих умений. Например, при изучении индикаторов, мы не только знакомим школьников с понятием и показываем, как индикаторы меняют окраску в разной среде, но и предлагаем задание: самостоятельно определить какие ягоды или части растений могут являться индикаторами.

На первых порах это мини-проекты в рамках одного занятия, в дальнейшем формат проекта расширяется. Параллельно учим оформлять проекты. Даже в пределах одного занятия, учащиеся могут оформить небольшую презентацию своего исследования.

                                            

Во время исследования: влияние качества бумаги на её смачиваемость

 

 

Проект: создание картины из приготовленных красок 

 

 

 

В 7-х классах практикуются небольшие домашние исследовательские работы, которые оформляются учащимися как в текстовой форме, так и в виде презентаций:

На уроке можно выстраивать работу в группах по поиску информации, отбору, оформлению и представлению.  Так в 7 классе по проектной технологии был построен урок «Ученые –химики», когда учащиеся подбирали материал, оформляли и представляли результат в виде совместной презентации. В 9-м классе, по аналогии проходят уроки, посвященные практическому применению веществ.

Во время внеурочных занятий можно реализовывать межпредметные проекты. Создание разных по форме и содержанию проектных работ на основе интеграции различных дисциплин, позволяет развивать творческие способности учащихся, помогает подготовить их к жизни в информационном мире, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию у них инициативы, находчивости, активности и ответственности, способствует профессиональному самоопределению.

Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться.

Проектные и исследовательские работы учащиеся представляют на различных конференциях: лицейские конференции, муниципальный этапы защиты исследовательских проектов и конкурса «Мы уральцы», областные конкурсы «Экологический форум», «Первые шаги в науку», «Юные исследователи природы» и др. где занимают призовые места.

Как составляющую проектной деятельности можно рассматривать и участие в городском турнире химическом турнире школьников (г. Екатеринбург), где предлагалось найти решения для весьма нестандартных задач. Для этого им предстояло поработать с литературой (научной), предложить способы решения (порой не имеющие однозначного ответа), оформить презентацию своего проекта и представить её на суд жюри. Именно в таких конкурсах учащиеся приобретают опыт, который несомненно им пригодится в профессиональном определении.

Учащиеся классов с углубленным изучением предметов не только приобретают знания в стенах образовательного учреждения, но и знакомятся с реальным местом предполагаемой работы: медицинские учреждения, «Русский хром», «Динур». Школьникам рассказывают об условиях труда, знакомят с профессиями, а ещё им предлагается пройти небольшую практику, в ходе которой необходимо приобретаются умения и навыки, необходимые для работы.  Такая практика может послужить основой для реализации проекта, или определения его темы.

В ходе всех этих мероприятий учащиеся приобретают необходимые навыки для написания ими индивидуального проекта в старшей школе.

Таким образом, реализуемые мероприятия, начиная с начальной школы и создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся, развитие творческих способностей учащихся: фантазии, технической изобретательности, свободы творчества, выявление и поощрение талантливых детей, формируют у учащихся умения и навыки, которые потребуются им для написания индивидуального проекта.

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *