Привлечение школьников к научно-техническому творчеству через инженерные соревнования «Полигон»

Завьялова Светлана Давлетовна, учитель химии МАОУ «СОШ №3» с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина, ГО Ревда

В условиях стремительного развития глобального информационного общества и технологической цивилизации растет  спрос на квалифицированных инженеров, а также изменяются требования к инженерной подготовке. В XXI веке происходит увеличение значения инноваций в экономике, быстрое развитие технологий, поэтому повышаются требования к образованию инженеров, качеству интеллектуальных и организационных способностей. У современного инженера расширяется зона его ответственности, т.к. он выступает в роли ученого, эксперта и руководителя.

По мнению президента, сейчас важной задачей в проблеме подготовки инженерных кадров является возрождение интереса школьников к техническим специальностям. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подчеркнул, что начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, также отметил важность проведения различных технических состязаний среди учащихся. Важно поддержать и заинтересовать ребенка. 

В рамках реализации программы «Уральская инженерная школа» уже не первый год проводим открытые городские инженерные соревнования среди школьников «Полигон». Мероприятие проходит при поддержке основных промышленных предприятий города Ревда ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» и ОАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод», основная его цель – популяризация инженерно-технической деятельности в молодежной среде, содействие развитию инженерного образования, основой которого является проектное обучение. Задачами Соревнований являются: привлечение школьников к научно-техническому творчеству; формирование новых знаний, умений и компетенций у ребят в области инженерно-технической деятельности; развитие взаимодействия между школой и предприятиями города в рамках реализации проекта по развитию инженерного мышления учащихся. В ходе Соревнований участники, работая в командах, выполняют задания, требующие знаний прикладной физики, информатики, технического черчения; конструируют и презентуют определённое техническое  устройство.

В состязании принимали участие ребята в возрасте от 14 до 18 лет из Ревды, Полевского, Первоуральска и Красноуфимска. Команды из пяти человек проходили три этапа: инженерный старт (разминка), конструирование механизмов с заданными параметрами и решающий этап — «Полигон», где участники испытывали созданные конструкции. Во время разминки ребята выполняли задания по инженерной графике, приводили примеры использования физических законов на практике, решали задачи на определение состава сплавов и геометрических размеров конструкций. В основной части соревнований перед будущими инженерами стояла непростая задача: в течении двух часов необходимо продемонстрировать чудеса инженерной мысли и воплотить в жизнь свои идеи, спроектировать и создать инженерно-техническое сооружение. Юные изобретатели строили мост, по которому смогла проехать машина; самую высокую и устойчивую башню. А участники «Полигона – 2016»  строили катапульту, запускающую снаряды на максимальную дальность. Сложность заключалась в том, что мастерить нужно было из обычных материалов, таких как бумага, скотч, пластиковые бутылки, нитки… И это не так просто, как кажется на первый взгляд, в течение нескольких часов сделать устройство, способное поразить мишень на дальних расстояниях. А вот ребятам это удалось! Участники соревнований ломали головы, придумывали интересные идеи, конструировали: склеивали трубочки, плели косички из скотча.

Политехнические конкурсы подобного рода имеют огромного значение в популяризации инженерной профессии, т.к. участвуя в соревнованиях, учащиеся будут:

  • Понимать специфику инженерного дела и иметь к нему мотивацию;
  • Будут способны к самоорганизации и обучению;
  • Работать самостоятельно в команде;
  • Осуществлять эффективную устную и письменную речь в реальном общении;
  • Оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

Самым интересным стало тестирование созданных сооружений. Вот где был настоящий накал! К сожалению, не всем удалось попасть «в яблочко», но у многих катапульта стреляла далеко. Жюри оценивало не только технические характеристики изобретения, но и его дизайн, презентацию, физическое обоснование, добавлялись баллы за дружный настрой, т.к. самое главное – это умение работать в связке, поддерживать друг друга и распределять обязанности. Ребята смогли убедиться, что инженерная деятельность – это не только сложные чертежи и «бумажная» работа, но и «кипение мысли». Большое удовольствие было видеть в горящих глазах школьников их стремление к победе. Всем командам были вручены призы от спонсоров соревнований.

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *