Деева Юлия Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ №9» п. Буланаш Артемовского района
Цель: Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы «Химические свойства карбоновых кислот».
Задачи.
- Образовательная:
- Расширить, систематизировать знания о карбоновых кислотах, индикаторах;
- Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
- Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира.
Тип урока: — по основной дидактической цели: комбинированный
Технология обучения: интерактивное обучение с элементами технологии критического мышления.
П л а н у р о к а
- Вводное слово учителя.
- «Мозговой штурм» — Блицопрос.
- Повторение основных понятий о карбоновых кислотах — Презентация (1-я часть).
- Стадия вызова — «Синквейн»
- Актуализация опорных знаний и умений. Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах).
- Практикум. Изучение нового.
- Проверка выполнения работы в группах — Презентация (2-я часть).
- Выводы.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о веществах необычных, веществах «съедобных», «пищевых».
«Мозговой штурм»
На столе в чаше лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны.
Учитель (показывает на фрукты). Как вы думаете, что объединяет все эти вкусности? Правильно, в них есть кислоты – фруктовые из класса органических карбоновых кислот. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»?
На магнитную доску вывешиваются слова: «кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные».
Блицопрос
Учитель: Ребята, начнем с небольшой разминки в виде блиц-опроса, ответы на предлагаемые вопросы вы наверняка знаете из повседневной жизни, уроков биологии, экологии, а где-то поможет интуиция.
Вопросы
- Какую кислоту используют для консервирования и маринования?
Ответ. Уксусную кислоту.
- Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?
Ответ. Яблочную кислоту.
- Какую кислоту содержат молочнокислые продукты? Ответ. Молочную кислоту.
- Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла? Ответ. Масляной кислоты.
- Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста? Ответ. Лимонная кислота.
- Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже. Ответ. Уксусная кислота.
- Как по-другому называется метановая кислота? Ответ. Муравьиная кислота.
- Почему болят икры ног после продолжительного бега?
Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.
- Какая кислота содержится в янтаре? Ответ. Янтарная кислота.
- Какие кислоты содержатся в табачном дыме?Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты.
Презентация (1-я часть)
В первой части презентации учитель просит учащихся вспомнить определение класса карбоновых кислот, номенклатуру, некоторые физические свойства.
Примерные ответы учащихся: Вещества, производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп называются карбоновыми кислотами. Общая формула карбоновых кислот:
Физические свойства: Кислоты, содержащие в молекуле до четырёх атомов “С”, — жидкости с характерным резким запахом. Кислоты, содержащие от 4 до 9 атомов “С”, — вязкие маслянистые жидкости с неприятным запахом.
Повторение пройденного материала
Предлагается вспомнить из школьного курса химии химические свойства неорганических кислот (табл.Взаимосвязь между классами соединений).
Стадия вызова.
Учитель: При подготовке к уроку учащимся было предложено составить синквейны на тему Карбоновые кислоты. Прослушайте некоторые из них
Синквейн 1.
Уксусная кислота. Жидкая, с острым запахом , консервирует овощи и фрукты.
Синквейн 2.
Уксусная кислота. Бесцветная, прозрачная, от нее плачут, удаляет ржавчину, химически пассивная? (ощибка?).
Так ли это? – определим на практике!
Актуализация опорных знаний и умений. Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах).
ТЕСТ
Вариант № 1
- Найдите химическую формулу карбоновой кислоты:
С3Н7ОН НСООН СН3-СОН
2.Металлы, стоящие до водорода в ряду активности, реагируют с карбоновыми кислотами с образованием:
А) Соли и воды Б) соли и водорода В) соли и основания
- Метил-оранж в кислой среде:
Малиновый, синий, красный, жёлтый
- Закончить уравнение реакции: СН3СООН + Zn →
- Написать уравнение реакции взаимодействия карбоновой кислоты с солью слабой кислоты (должны образоваться либо газ, либо осадок).
ТЕСТ
Вариант № 2
- Определите формулу карбоновой кислоты:
Н-СОН СН3-СООН СН2— OH
|
CН2-ОН
2.Универсальная индикаторная бумага в кислой среде:
Синяя, красная, желтая, зеленая.
- Металлы, стоящие после водорода в ряду активности,
А) реагируют с карбоновыми кислотами с образованием соли и водорода
Б) не реагируют с карбоновыми кислотами
В) реагируют с карбоновыми кислотами с образованием оксида металла.
4.Закончите уравнение реакции: СН3СООН + КОН →
- Написать уравнение реакции взаимодействия карбоновой кислоты с металлом из десятки активных.
Практикум. Изучение нового материала
Учащиеся занимают места за лабораторными столами с оборудованием и реактивами. Работа в группах, с необходимой консультацией, с соблюдением правил техники безопасности (обязательный инструктаж). Формируется 6 групп. Каждой группе нужно изучить одно химическое свойство карбоновых кислот. Подготовить отчет, через 15 минут – публичная защита практической работы, один делегат пишет уравнение на доске, устно комментирует сверяемся с презентацией.
Правильность записи уравнений реакций контролируется самими учащимися в группах и во время последующей презентации (2-й части).
1 группа Инструкционная карта
Цель: выяснить отношение карбоновых кислот к индикаторам.
Порядок действий:
- Прочитайте информацию к размышлению.
- В пробирки с уксусной кислотой окуните полоску универсального лакмуса, затем поочерёдно капните индикаторы: метил-оранж, фенолфталеин.
- Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на кислоту?
Реактивы (формула и название вещества) | Наблюдения | Уравнение реакции | Вывод |
Информация к размышлению. Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».
Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.
2 группа — Инструкционная карта
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода и после.
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 1.
- В пробирки с уксусной кислотой поочередно поместите стружки Мg и Сu, закройте пробками, дождитесь выделения газа, поднесите горящую спичку. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какая группа металлов (стоящих до водорода или после) способна реагировать с органическими кислотами?
Реактивы (формула и название вещества), уравнение реакции между ними | Наблюдения | Вывод |
3 группа — Инструкционная карта
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с оксидами металлов (основные оксиды и амфотерные оксиды).
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр.90, абзац 2.
2.Проделайте химическую реакцию взаимодействия оксида меди(II) с уксусной кислотой. Небольшое количество оксида меди(II) –на кончике шпателя-внесите в пробирку, налейте 1 мл раствора уксусной кислоты, нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. С какими оксидами взаимодействуют карбоновые кислоты? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение реакции между ними | Наблюдения | Вывод |
4 группа – Инструкционная карта
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с основаниями (щелочами и амфотерными основаниями).
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр.90, абзац 3.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте каплю фенолфталеина. В какой цвет окрасился раствор? При добавлении в пробирку раствора уксусной кислоты раствор должен обесцветиться.
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение реакции между ними | Наблюдения | Вывод |
5 группа — Инструкционная карта
Цель: Выяснить отношение карбоновых кислот к солям слабых кислот (реакция идет до конца, если образуется газ или осадок).
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 4.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом натрия. В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия, добавьте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение реакции между ними | Наблюдения | Вывод |
6 группа — Инструкционная карта
Цель: Выяснить отношение карбоновых кислот к солям слабых кислот (реакция идет до конца, если образуется газ или осадок).
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 4.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с силикатом натрия. В пробирку налейте 1 мл силиката натрия (силикатный клей), добавьте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение реакции между ними | Наблюдения | Вывод |
Презентация (2-я часть)
Химические свойства карбоновых кислот
Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.
1) Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску):
СH3–COOH → СH3–COO– + H+.
2) Вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:
2СН3 СOOH + Mg →(СН3СOO)2 Mg +H2 ↑
3) Реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды:
2CН3 СOOH + СuO→(CН3СOO)2 Cu+ H2 O
4) Вступают в реакцию нейтрализации с основаниями (щелочами и нерастворимыми) и амфотерными гидроксидами:
СН3-СOOH + NaOH→СН3-СOONa + H2O
5) Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот с образованием последних:
2СН3 СOOH + Na2 СO3 → 2СН3 СOONa + H2 O + СО2↑
2СН3 СOOH + Na2 SiO3 → 2СН3 СOONa +H2 SiO3↓
«Синквейн»
В финале урока проводится закрепление по технологии «Синквейн», по результатам которого можно оценить эффективность работы учащихся.
Выводы
- Карбоновыми кислотами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.
2.Общие свойства, характерные для класса карбоновых кислот, обусловлены наличием в молекулах гидроксильной группы, которая содержит резко полярную связь между атомами водорода и кислорода. Для карбоновых кислот характерны свойства как общие с неорганическими кислотами, так и специфические, присущие только органическим кислотам.
Домашнее задание: п.12,13.Осуществить превращения: ацетилен →ацетальдегид →уксусная кислота. Творческое задание (по желанию) – презентация на тему «Мир карбоновых кислот» либо кроссворд по данной теме.
Рефлексия. На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без).
Предлагается прикрепить магнитные фигурки к тому рисунку, который отражает отношение ученика к проведенному уроку.