Методическая разработка «Химические свойства карбоновых кислот»

Деева Юлия Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ №9» п. Буланаш Артемовского района

Цель: Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы «Химические свойства карбоновых кислот».

Задачи.

  • Образовательная:
  • Расширить, систематизировать знания о карбоновых  кислотах, индикаторах;
  • Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
  • Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира.

Тип урока: — по основной дидактической цели: комбинированный

Технология обучения: интерактивное обучение с элементами технологии критического мышления.

П л а н   у р о к а

  1. Вводное слово учителя.
  2. «Мозговой штурм» — Блицопрос.
  3. Повторение основных понятий о карбоновых кислотах — Презентация (1-я часть).
  4. Стадия вызова — «Синквейн»
  5. Актуализация опорных знаний и умений. Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах).
  6. Практикум. Изучение нового.
  7. Проверка выполнения работы в группах — Презентация (2-я часть).
  8. Выводы.
  9. Рефлексия.

ХОД УРОКА

   Учитель.  Сегодня мы поговорим с вами о веществах необычных, веществах «съедобных», «пищевых».

«Мозговой штурм»

На столе в чаше лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны.

Учитель (показывает на фрукты). Как вы думаете, что объединяет все эти вкусности? Правильно, в них есть кислоты – фруктовые из класса органических карбоновых кислот. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»?

На магнитную доску вывешиваются слова: «кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные».

 Блицопрос

Учитель: Ребята, начнем с небольшой разминки в виде блиц-опроса, ответы на предлагаемые вопросы вы наверняка знаете из повседневной жизни, уроков биологии, экологии, а где-то поможет интуиция.   

     Вопросы

  1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?

Ответ. Уксусную кислоту.

  1. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?

Ответ. Яблочную кислоту.

  1. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты? Ответ. Молочную кислоту.
  2. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла? Ответ. Масляной кислоты.
  3. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста?                                                 Ответ. Лимонная кислота.
  4. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже. Ответ. Уксусная кислота.
  5. Как по-другому называется метановая кислота? Ответ. Муравьиная кислота.
  6. Почему болят икры ног после продолжительного бега?

Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.

  1. Какая кислота содержится в янтаре?             Ответ. Янтарная кислота.
  2. Какие кислоты содержатся в табачном дыме?Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты.

 

 Презентация (1-я часть)

В первой части презентации учитель просит учащихся вспомнить определение класса карбоновых кислот, номенклатуру, некоторые физические свойства.

     Примерные ответы учащихся: Вещества, производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп называются карбоновыми кислотами. Общая формула карбоновых кислот:

   Физические свойства: Кислоты, содержащие в молекуле до четырёх атомов “С”, — жидкости с характерным резким запахом. Кислоты, содержащие от 4 до 9 атомов “С”, — вязкие маслянистые жидкости с неприятным запахом.

 

Повторение пройденного материала

Предлагается вспомнить из школьного курса химии химические свойства неорганических кислот (табл.Взаимосвязь между классами соединений).

Стадия вызова.

Учитель: При подготовке к уроку учащимся было предложено составить синквейны на тему Карбоновые кислоты. Прослушайте некоторые из них

       Синквейн 1.

Уксусная кислота. Жидкая, с острым запахом , консервирует овощи и фрукты.

       Синквейн 2.

 Уксусная кислота. Бесцветная, прозрачная, от нее плачут, удаляет ржавчину, химически пассивная? (ощибка?).

 Так ли это? – определим на практике!

Актуализация опорных знаний и умений. Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах).

ТЕСТ 

Вариант № 1

  1. Найдите химическую формулу карбоновой кислоты:

     С3Н7ОН       НСООН            СН3-СОН

2.Металлы, стоящие до водорода в ряду активности, реагируют с карбоновыми кислотами с образованием:

     А) Соли и воды     Б) соли и водорода     В) соли и основания

  1. Метил-оранж в кислой среде:

       Малиновый,       синий,       красный,       жёлтый

  1. Закончить уравнение реакции: СН3СООН + Zn →
  2. Написать уравнение реакции взаимодействия карбоновой кислоты с солью слабой кислоты (должны образоваться либо газ, либо осадок).

ТЕСТ     

Вариант № 2

 

  1. Определите формулу карбоновой кислоты:

     Н-СОН               СН3-СООН               СН2— OH

                                                                    |

                                                                    CН2-ОН

2.Универсальная индикаторная бумага в кислой среде:

    Синяя,         красная,      желтая,       зеленая.

  1. Металлы, стоящие после водорода в ряду активности,

   А) реагируют с карбоновыми кислотами с образованием соли и водорода

   Б) не реагируют с карбоновыми кислотами

   В) реагируют с карбоновыми кислотами с образованием оксида металла.

4.Закончите уравнение реакции:  СН3СООН + КОН → 

  1. Написать уравнение реакции взаимодействия карбоновой кислоты с металлом из десятки активных.

Практикум.   Изучение нового материала

  Учащиеся занимают места за лабораторными столами с оборудованием и реактивами. Работа в группах, с необходимой консультацией, с соблюдением правил техники безопасности (обязательный инструктаж).   Формируется 6 групп. Каждой группе нужно изучить одно химическое свойство карбоновых кислот. Подготовить отчет, через 15 минут – публичная защита практической  работы, один делегат пишет уравнение на доске, устно комментирует сверяемся с презентацией.

   Правильность записи уравнений реакций контролируется самими учащимися в группах и во время последующей презентации (2-й части).

1 группа  Инструкционная карта

Цель: выяснить отношение  карбоновых кислот к индикаторам.

Порядок действий:

  1. Прочитайте информацию к размышлению.
  2. В пробирки с уксусной кислотой окуните полоску универсального лакмуса, затем поочерёдно капните индикаторы: метил-оранж, фенолфталеин.
  3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на кислоту?
Реактивы (формула и название вещества) Наблюдения Уравнение  реакции Вывод

Информация к размышлению. Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

2  группа — Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода и после.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 1.
  2. В пробирки с уксусной кислотой поочередно поместите стружки Мg и Сu, закройте пробками, дождитесь выделения газа, поднесите горящую спичку. Что наблюдаете?
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какая группа металлов (стоящих до водорода или после) способна реагировать с органическими кислотами?
Реактивы (формула и название вещества), уравнение  реакции между ними   Наблюдения Вывод

 

3  группа — Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с оксидами металлов (основные оксиды и амфотерные оксиды).

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр.90, абзац 2.

2.Проделайте химическую реакцию взаимодействия  оксида меди(II) с уксусной кислотой. Небольшое количество оксида меди(II) –на кончике шпателя-внесите в пробирку, налейте 1 мл раствора уксусной кислоты, нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

  1. Составьте уравнение реакции.
  2. Подготовьте отчёт. С какими оксидами взаимодействуют карбоновые кислоты? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение  реакции между ними   Наблюдения Вывод

4 группа – Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии карбоновых кислот с основаниями (щелочами и амфотерными основаниями).

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр.90, абзац 3.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте каплю фенолфталеина. В какой цвет окрасился раствор? При добавлении в пробирку раствора уксусной кислоты раствор должен обесцветиться.
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение  реакции между ними   Наблюдения Вывод

5 группа — Инструкционная карта

Цель: Выяснить отношение карбоновых кислот к солям слабых кислот (реакция идет до конца, если образуется газ или осадок).

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 4.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом натрия. В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия, добавьте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете?
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение  реакции между ними   Наблюдения Вывод

 

6 группа — Инструкционная карта

Цель: Выяснить отношение карбоновых кислот к солям слабых кислот (реакция идет до конца, если образуется газ или осадок).

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, абзац 4.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия уксусной кислоты с силикатом натрия. В пробирку налейте 1 мл силиката натрия (силикатный клей), добавьте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете?
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества), уравнение  реакции между ними   Наблюдения Вывод

Презентация (2-я часть)

Химические свойства карбоновых кислот

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.

1) Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску):

СH3–COOH →  СH3–COO + H+.

2) Вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:

2СН3 СOOH + Mg →(СН3СOO)2 Mg +H2 ↑  

3) Реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды:

2CН3 СOOH + СuO→(CН3СOO)2 Cu+ H2 O

4) Вступают в реакцию нейтрализации с основаниями (щелочами и нерастворимыми) и амфотерными гидроксидами:

СН3-СOOH + NaOH→СН3-СOONa + H2O

5) Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот с образованием последних:

2СН3 СOOH  +  Na2 СO3  →  2СН3 СOONa + H2 O + СО2

2СН3 СOOH + Na2 SiO3 → 2СН3 СOONa +H2 SiO3

 «Синквейн»

В финале урока проводится закрепление по технологии «Синквейн», по результатам которого можно оценить эффективность работы учащихся.

Выводы

  1. Карбоновыми кислотами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

2.Общие свойства, характерные для класса карбоновых кислот, обусловлены наличием в молекулах гидроксильной группы, которая содержит резко полярную связь между атомами водорода и кислорода. Для карбоновых кислот характерны свойства как общие с неорганическими кислотами, так и специфические, присущие только органическим кислотам.

   Домашнее задание: п.12,13.Осуществить превращения: ацетилен →ацетальдегид →уксусная кислота.   Творческое задание (по желанию) – презентация на тему «Мир карбоновых кислот» либо кроссворд по данной теме.

 Рефлексия. На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без).

Предлагается прикрепить магнитные фигурки к тому рисунку, который отражает отношение ученика к проведенному уроку.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.