Образовательное пространство урока химии, обеспечивающее формирование метапредметных результатов, определяемых ФГОС

Полянская Ольга Анатольевна, учитель химии, МАОУ лицей № 135, г. Екатеринбург

В условиях введения новых образовательных стандартов одной из ключевых задач учителя становится формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих способность школьников к самообучению. Важнейшим принципом современной дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающийся не получает в готовом виде, а добывает его сам в результате системы познавательной деятельности с помощью универсальных учебных действий.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования подразумевает, что в процессе освоения его основной образовательной программы учащиеся, кроме личностных и предметных, должны добиться и определенных метапредметных результатов. Одним из таких результатов должно стать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Важная роль для достижения метапредметных результатов отводится формированию УУД – универсальных учебных действий. Овладение ими в конечном итоге ведет к формированию способности успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний в рамках программ различных учебных дисциплин.

Образовательное пространство урока химии дает возможность развивать у учащихся метапредметные умения для достижения метапредметных результатов.

Специфика предмета химии заключается в большом количестве понятий и терминологии, используемых при изучении предмета, практически на каждом уроке. Чтобы понять и усвоить новый термин или понятие, то есть научиться применять их, необходимо уметь анализировать текст, в котором они используются. При выделении существенных признаков химических объектов и процессов, их классификации на основе выделения признаков сходства или различия для определения их принадлежности к определенным классам, формируются универсальные учебные действия, необходимые для анализа химических объектов и выявления отношений между понятийными категориями.

При организации образовательной деятельности обучающихся, направленных на формирование УУД с целью достижения планируемых результатов, определенных образовательным стандартом, используются различные методы работы с информацией. В качестве эффективных методов обработки учебной информации, способствующие формированию метапредметных умений, можно выделить «пирамиду понятий», составление понятийно-терминологической карты, моделирование.

Метод «пирамида понятий»

Изучаемое понятие записывается посередине листа, над ним располагаются понятие или понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним – понятия, входящие в его состав. Получается пирамида с узкой вершиной и широким основанием. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий. Такой прием используется при изучении тем, понимание которых, связано с большим количеством новых терминов. Например, темы «Углеводороды», «Вещества», «Реакции», «Изомерия» и другие невозможно понять, если обучающийся не знает терминов и понятий.

Метод «понятийно-терминологическая карта».

Представляется список терминов, которые можно использовать для составления разных текстов – рассказ о каком-либо веществе, химических реакциях или превращениях и т.д. Или, используя текст параграфа, составить понятийно-терминологическую карту. Данная методика наиболее оптимальна при организации групповой работы: одна группа работает только с терминами (составляет рассказ); другая – используя учебный материал, выделяет существенные признаки определения понятий; третья – приводит примеры. В итоге весь материал урока прорабатывается разными способами.

Для выявления взаимосвязи между особенностями строения и свойствами химических объектов, способами их получения необходимо умение определять причинно-следственные связи. Как показывает практика, обучающиеся часто путаются в определении причин и следствий химических явлений и процессов, поэтому, на уроках с целью развития умения определять причинно-следственные связи предлагаются следующие тренировочные задания:

* Впишите вместо точек слова «поэтому» или «потому что»;

* Составьте логическую цепь из представленных процессов;

* Закончите заполнение таблицы, вписав понятия;

* Задание на определение отношений между понятиями;

* Задания на определение общих и отличительных признаков объектов и явлений.

Метод моделирования позволяет осуществить требуемый стандартом деятельностный подход к обучению. Из существующих способов классификации объектов чаще всего используется классификация по способу представления, когда все модели разбиваются на два класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

Предметное моделирование используется при знакомстве с понятиями: «вещество», «атом» и «изомерия». Это микроскопические объекты, поэтому их увеличенные модели наглядно покажут все разнообразие большого количества веществ и их строения. Обучающиеся активно включаются в процесс моделирования таких химических объектов, что существенно увеличивает процесс усвоения учебного материала, терминов и понятий.

Информационные модели представляют собой объекты и процессы в интерактивной или знаковой форме. Их можно использовать как опору для изложения соответствующего учебного

материала в виде графологических схем, презентаций, обобщающих таблиц, подвижных объектов. Во время моделирования у ребят развиваются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Собственноручное создание модели или использование модели одноклассника повышает мотивацию к изучению и успешному усвоению темы урока.

Использование перечисленных выше методов позволяет развивать такие метапредметные УУД, как коммуникативные умения, как способность использовать ИКТ, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение раскрывать содержание своей работы – грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой, задачей, темой.

Запись опубликована в рубрике Пятая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.