Химические свойства оксидов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Эффективность урока зависит oт множества различных причин, ибо урок — явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. Общая функция урока — целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того чтобы урок был действительно эффективным, необходимо тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3-х аспектов триединой дидактической цели урока. Каждый преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих учеников. В основе эффективности урока лежит понимание преподавателей того, что цель обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляется посредством содержания учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и согласования. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации познавательной деятельности обучающихся. Повышение эффективности урока, прежде всего, связано с такой организацией обучения, при которой каждый обучающийся включается в деятельность на всех этапах учебного познания. Каждый обучающийся при изучении нового материала должен пройти полный цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и преподавателя, и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность обучающегося.

Рассмотрим конструкт урока: «Химические свойства оксидов»

Цель: Создание условий для развития навыков  исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оксидов.

Задачи.

  • Образовательная:
  • изучить свойства оксидов;
  • совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы;
  • совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
  • Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.

Место урока  в изучении раздела: 1 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.  

Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.

Планируемый результат:

личностные:

навыки исследовательской деятельности

предметные:

  • уметь составлять уравнения химических реакций;
  • знать признаки классификации оксидов;
  • знать реакции, характерные для оксидов.
  • уметь пользоваться таблицей растворимости;
  • уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • решать экспериментальные задачи по данной теме.

метапредметные:

познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать  причинно-следственной  связи;

регулятивные: ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы, сличать  способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать  степень достижения результата

Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Требования к учителю: организовывать, направлять,  корректировать деятельность учащихся

Конструкт урока: «Химические свойства оксидов»

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди,  спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу.  Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.                

 

Этап урока Время Развитие УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Продукт деятельности
Организационно-

мотивационный

1мин   Психологический настрой учащихся на урок Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя, Фронтальная Готовность учащихся к уроку
Актуализация опорных знаний и умений 5 мин Познавательные:

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Показывает значимость   понятия

оксидов и их свойств в неорганической химии 

  Индивидуальная  Заполнение рабочих листов №1(тест об оксидах)
Целеполагание 2 мин Личностные:

Осознание значения темы в общей теме «классы соединений»

Предметные: уметь: отличать оксиды от других классов неорганических соединений, писать реакции с оксидами.

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся Осознать и принять цель урока.

 

Фронтальная  
Изучение нового 25 мин Метапредметные:

Познавательные:  уметь осуществлять поиск и выделение информации,   устанавливать  причинно-следственной  связи;

Регулятивные:  ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы

Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

Формирует группы, корректирует их работы Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу  Групповая Выполнение заданий группам по инструкционным картам
Самоконтроль и взаимоконтроль 3 мин Регулятивные: 

Сличать способ действий результата с образцом

Организует выступление групп и помогает делать выводы Работа по составлению уравнений реакций

(рабочая карточка №2)

Выводы по лабораторной работе

Групповая

(работа в парах)

Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе
Оценивание результатов 2 мин Регулятивные: 

осознавать качество  и уровень выполненной работы (усвоение)

Создает  условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Оценивают  работу группы   и свою деятельность  в составе группы Индивидуальная Оценка
Рефлексия 1 мин Осознание  степени достижения результата

 

Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать  дальнейшее изучения темы. Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями. Фронтальная Обобщение и выводы более успешных учащихся
Домашнее задание 1 мин Регулятивные: 

Осознание закрепления пройденного материала

 

Подробное объяснение диферинцированного

Домашнего задания

Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню) Индивидуальная Выполнение домашнего задания


Домашнее задание: П. № 38   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

Как различить кислотные, основные оксиды? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций между СО2, К2О, Н2О, НСl, NаОН.

На оценку «4»

Составить уравнения реакций согласно схемам:

S   →   SО2 →  Н2ОS3

Nа    →   Nа2О →  NаO

На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

SO3  + КOH =

SO3 + H2O =

CaO + HCl  =

Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему  «Оксиды в нашей жизни».

1 группа  Инструкционная карта

Цель: обнаружить среди предложенных веществ оксиды.

Порядок действий:

  1. Выбрать из предложенных неорганических веществ оксиды
  2. Подготовить отчёт. Записать названия выданных оксидов
Оксиды
основные кислотные
   
   

 

 

2  группа — Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии основных оксидов с водой.

Порядок действий:

  1. Прочитать текст учебника стр. 249-281.
  2. Проделать химическую реакцию взаимодействия а) оксида кальция с водой;

                                                                                                              б) оксида углерода (IV) с водой.

  1. Составить уравнение реакции.
  2. Подготовить отчёт. Какие оксиды взаимодействуют с водой? Ответы занести в таблицу.

 

Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции   Наблюдения Вывод
       

 

3 группа – Инструкционная карта

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии основного оксида с кислотой.

Порядок действий:                                              

  1. Прочитать текст учебника на стр. 249, л/опыт № 27.
  2. Проделать химическую реакцию взаимодействия оксида меди и серной кислоты.
  3. Составить уравнение реакции.
  4. Подготовить отчёт. Ответы занести в таблицу.

 

Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       

 

 

4 группа — Инструкционная карта

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислотного оксида со щелочью (растворимым основанием).

Порядок действий:

  1. Прочитать текст учебника на стр. 250, л/опыт 29.
  2. Проделать химическую реакцию взаимодействия оксида углерода (IV) с известковой водой.
  3. Составить уравнение реакции.
  4. Подготовить отчёт. Ответы занести в таблицу.

 

Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       
       

 

Рабочая  карточка  ученика   ФИО________________

 Правила техники безопасности.

  1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

                                                                 Рабочая  карточка  ученика ФИО____________________

 

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

 

Оценочная карта № 2

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

Вопросы Ответы
1 Какова была тема урока?  
2 Какая цель стояла перед тобой на уроке?  
3 Каков вывод урока?  
4 Как работали на уроке твои одноклассники?  
5 Как работал ты на уроке?  
6 Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?  

 

Домашнее задание: П. № 38   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

Как различить кислотные, основные оксиды? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций между СО2, К2О, Н2О, НСl, NаОН.

На оценку «4»

Составить уравнения реакций согласно схемам:

S   →   SО2 →  Н2ОS3

Nа    →   Nа2О →  NаO

На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

SO3  + КOH =       

SO3 + H2O =

CaO + HCl  =

Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему  «Оксиды в нашей жизни».

 

Методические пособия для учителя

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с.
  4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. — М.: Дрофа, 2005.
  5. Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2013.
  6. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа, 2013.

Литература

  1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.
  2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.
  3. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М., 2005.

Самостоятельная работа.

Классификация и свойства оксидов  в свете теории электрической диссоциации.

Вариант 1.

  1. Из предложенных формул соединений: CaO, NO, P2O3, FeO, N2O5 – выпишите отдельно формулы основных и кислотных оксидов; укажите названия оксидов; составьте соответствующие им формулы гидроксидов – оснований или кислот.
  2. Составьте возможные уравнения химических реакций взаимодействия оксида фосфора (V) со следующими веществами: гидроксидом натрия, оксидом кремния, водой, углекислым газом.
  3. Вычислите массу оксида магния, образовавшегося при обжиге карбоната магния массой 90 г., содержащего 20 % примесей.

Вариант 2.

  1. Из предложенных формул соединений: K2O, CO, SO3, MgO, N2O3 –отдельно выпишите формулы основных и кислотных оксидов; укажите названия оксидов; составьте соответствующие им формулы гидроксидов – оснований или кислот.
  2. Составьте возможные уравнения химических реакций взаимодействия оксида натрия с веществами: ортофосфорной кислоты, гидроксидом калия, водой, оксидом азота (V).
  3. Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии 6 л. углекислого газа (н.у.), содержащего 4 % примесей, с оксидом кальция.

 

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *