ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность урока зависит oт множества различных причин, ибо урок — явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. Общая функция урока — целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того, чтобы урок был действительно эффективным, необходимо тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3-х аспектов триединой дидактической цели урока. Каждый преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих учеников. В основе эффективности урока лежит понимание преподавателей того, что цель обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляется посредством содержания учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и согласования. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации познавательной деятельности обучающихся. Повышение эффективности урока, прежде всего, связано с такой организацией обучения, при которой каждый обучающийся включается в деятельность на всех этапах учебного познания. Каждый обучающийся при изучении нового материала должен пройти полный цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и преподавателя, и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность обучающегося.
Рассмотрим конструкт урока: «Химические свойства оснований»
Цель: Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Задачи.
Образовательная:
- расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
- совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
Развивающая:
- развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
Воспитательная:
- формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
Место урока в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.
Планируемый результат:
личностные:
навыки исследовательской деятельности;
предметные:
- уметь составлять уравнения химических реакций;
- знать признаки классификации оснований;
- знать реакции, характерные для оснований;
- уметь пользоваться таблицей растворимости;
- уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
- решать экспериментальные задачи по данной теме.
метапредметные:
познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать причинно-следственной связи;
регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы, сличать способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать степень достижения результата
Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Требования к учителю: организовывать, направлять, корректировать деятельность учащихся
Конструкт урока: «Химические свойства оснований»
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки пронумерованные №1, №2, №3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди, спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Риск: нехватка времени, т.к. учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу. Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.
Этап урока | Время | Развитие УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Продукт деятельности |
Организационно-
мотивационный |
1мин | Психологический настрой учащихся на урок | Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя, | Фронтальная | Готовность учащихся к уроку | |
Актуализация опорных знаний и умений | 5 мин | Познавательные:
Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке |
Показывает значимость понятия
основания и их свойств в неорганической химии |
Индивидуальная |
Заполнение рабочих листов №1 (тест об основаниях) |
|
Целеполагание | 2 мин | Личностные:
Осознание значения темы в общей теме «классы соединений» Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями. |
Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся | Осознать и принять цель урока.
|
Фронтальная | |
Изучение нового | 25 мин | Метапредметные:
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, устанавливать причинно-следственной связи; Регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; |
Формирует группы, корректирует их работы | Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу | Групповая | Выполнение заданий группам по инструкционным картам |
Самоконтроль и взаимоконтроль | 3 мин | Регулятивные:
Сличать способ действий результата с образцом |
Организует выступление групп и помогает делать выводы | Работа по составлению уравнений реакций
(рабочая карточка №2) Выводы по лабораторной работе |
Групповая
(работа в парах) |
Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе |
Оценивание результатов | 2 мин | Регулятивные:
осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение) |
Создает условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,
установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям |
Оценивают работу группы и свою деятельность в составе группы | Индивидуальная | Оценка |
Рефлексия | 1 мин | осознание степени достижения результата
|
Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать дальнейшее изучения темы. | Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями. | Фронтальная | Обобщение и выводы более успешных учащихся |
Домашнее задание | 1 мин | Регулятивные:
Осознание закрепления пройденного материала
|
Подробное объяснение дифференцированного
Домашнего задания |
Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню) | Индивидуальная | Выполнение домашнего задания |
Домашнее задание: § № 40 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.
На оценку «5»
Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.
На оценку «4» —
Составить уравнения реакций согласно схемам:
К → К2О → КОН
Са → СаО → Са(OН) 2
На оценку «3»
Записать уравнения химических реакций.
- HNO3 + КOH =
- Сu(OН) 2 + H 2SO4 =
- FeCl2 + NaOH =
Творческое задание (по желанию): Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».
1 группа Инструкционная карта
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
- Прочитать информацию к размышлению.
- В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж (Стр. 118, табл. № 4).
- Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?
Реактивы (формула и название вещества) | Наблюдения | Вывод |
2 группа – Инструкционная карта
Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.
Порядок действий:
- Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь. Опытным путём определите, в какой пробирке находится кислота.
Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
- Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор?
Реактивы (формула и название вещества) | Наблюдения | Вывод |
3 группа — Инструкционная карта
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов.
Порядок действий:
- Прочитайте текст учебника на стр. 245, л/опыт № 25.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия гидроксида натрия с сульфат железа(II) .
- Составьте уравнение реакции.
- Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции | Наблюдения | Вывод |
4 группа – Инструкционная карта
Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований.
Порядок действий:
- Прочитать текст учебника на стр. 246, л/опыт № 26.
- Проделать химическую реакцию разложения гидроксида меди.
- Составить уравнение реакции.
- Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции | Наблюдения | Вывод |
5 группа — Инструкционная карта
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислоты со щелочами.
Порядок действий:
- Прочитать текст учебника на стр. 244, л/опыт № 23.
- Проделать химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaОН.
- Составить уравнение реакции.
- Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции | Наблюдения | Вывод |
6 группа — Инструкционная карта
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислотного оксида со щелочью.
Порядок действий:
- Прочитать текст учебника на стр. 244, л/опыт № 24.
- Проделать химическую реакцию взаимодействия оксида углерода(IV) с известковой водой.
- Составить уравнение реакции.
- Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции | Наблюдения | Вывод |
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
Правила техники безопасности.
- Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
- Самовольно сливать и смешивать реактивы.
- Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
- Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
ТЕСТ
Вариант № 1
- Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
- Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.
- Метил-оранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.
- Найдите химическую формулу нерастворимого основания: НСl, NaОН, Al(ОН) 3 H3PO4.
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
Правила техники безопасности.
- Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
- Самовольно сливать и смешивать реактивы.
- Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
- Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
ТЕСТ
Вариант № 2
- Определите формулу основания: Н2SО4, FeO, LiOH, SO3.
- Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, фиолетовый.
- Определите растворимое основание: НCl, NaОН, Al(ОН) 3, НNO3.
- Лакмус в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.
Оценочная карта № 2
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Какова была тема урока?
|
|
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Каков вывод урока?
|
|
4 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
5 | Как работал ты на уроке?
|
|
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
Домашнее задание: П. № 38 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.
На оценку «5»
Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.
На оценку «4» —
Составить уравнения реакций согласно схемам:
К → К2 О→ К ОН
Са → СаО → Са(OН) 2
На оценку «3»
Записать уравнения химических реакций.
- HNO3 + КOH =
- Сu(OН) 2 + H 2SO4 =
- FeCl2 + NaOH =
Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».
Методические пособия для учителя
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. — М.: Дрофа, 2005.
- Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2013.
- Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа, 2013.
Литература
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.
- Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.
- Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М., 2005.
Самостоятельная работа.
Классификация и свойства оснований в свете теории электрической диссоциации.
Вариант 1.
- Дайте характеристику гидроксида кальция по всем признакам классификации.
- Определите с.о. химических элементов для оснований Fe(OH)3, KOH, Pb(OH)2; составьте формулы соответствующих оксидов.
- Закончите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
а) P2O5 + KOH ®;
б) NaOH + BaCl2®;
в) Ca(OH)2 + CO2 ®.
Вариант 2.
- Дайте характеристику гидроксида бария по всем признакам классификации.
- Определите с.о. химических элементов для оснований CuOH, LiOH, Al(OH)3; составьте формулы соответствующих оксидов.
- Закончите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
а) FeO + KOH ®;
б) H2SO4 + Ba(OH)2®;
в) LiOH + SO3 ®.