Чернобай Лариса Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ №10» г. Ревда
Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов называют систематизацией. Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные и частные знания. Систематизация знаний является эффективным средством универсализации и упорядочения понимания и запоминания знаний, облегчения их применения, поднимает их на принципиально новый уровень.
Важное значение систематизация имеет при организации повторения. Учащиеся при этом видят в изучаемом предмете не только отдельные факты, понятия, законы, но и определенные структурные связи, общие закономерности. А если они принимают в этом процессе активное участие, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать. На определенной стадии работы систематизация превращается в метод углубленного изучения объектов систематизации за счет процессов анализа и сравнения.
Наиболее распространенной формой систематизации являются диаграммы, схемы, таблицы, в которых удобно представлять результаты обработки исходных фактических данных.
Исходя из всего вышесказанного, на первых уроках химии в 9 классе при повторении состава и свойств неорганических соединений и в процессе подготовки к входной контрольной работе каждому ученику выдается шаблон таблицы «Свойства неорганических соединений», которая заполняется при активном участии девятиклассников. В дальнейшем учащимся в течение урока и в качестве домашнего задания предлагается написать уравнения химических реакций, характеризующих свойства конкретного вещества, принадлежащего к определенному классу соединений. Работа с использованием данной таблицы может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Таблица служит хорошим подспорьем при подготовке выпускников к ОГЭ по химии.
Таблица. Свойства неорганических соединений
Оксиды | Основания | Кислоты
НxОст |
Соли
Метx(Ост)y |
|||
основные
МетxОy |
кислотные
НеметxОy |
нераств-е
Мет(ОН)y |
щёлочи
Мет(ОН)y |
|||
Вода | щёлочь | кислота | — | Раствор-е | ||
Металлы |
(+) |
(+) |
— |
(+) если металл переходн. | **
Соль+Н2 |
* Соль + металл |
Основные оксиды
МетxОy |
— |
Соль |
— |
— |
Соль + Н2О |
— |
Кислотные оксиды
НеметxОy |
Соль |
— |
— |
Соль+Н2О |
— |
(+) |
Нерастворимые основания
Мет(ОН)y |
— |
— |
— |
(+) если амфотерн.
основание |
Соль + Н2О |
— |
Щёлочи
Мет(ОН)y |
— |
Соль + Н2О |
(+) если амфотерн.
основание |
Соль + Н2О |
* Соль +
основание Если обр. ↓ |
|
Кислоты НxОст |
Соль+Н2О |
— |
Соль+Н2О |
Соль+Н2О |
— |
Соль + кислота
Если обр. ↓или ↑ |
Соли Метx(Ост)y |
— |
(+) |
— |
* Соль + основание
Если обр. ↓ |
Соль + кислота
Если обр. ↓ или ↑ |
*
Соль + соль Если обр. ↓ |
(+) – особый случай; ** металл в ряду активности стоит до Н (по другому HNO3, конц. H2SO4)
* Соли до реакции растворимы; Мет(ОН)у↓ = МетхОу + Н2О; ↓осадок ↑газ