Систематизация знаний о свойствах неорганических соединений

Чернобай Лариса Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ №10» г. Ревда

  Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов называют систематизацией. Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные  и частные знания. Систематизация знаний является эффективным средством универсализации и упорядочения понимания и запоминания знаний, облегчения их применения, поднимает их на принципиально новый уровень.

Важное значение систематизация имеет при организации повторения. Учащиеся при этом видят в изучаемом предмете не только отдельные факты, понятия, законы, но и определенные структурные связи, общие закономерности. А если они принимают в этом процессе активное участие, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать. На определенной стадии работы систематизация превращается в метод углубленного изучения объектов систематизации за счет процессов анализа и сравнения.

Наиболее распространенной формой систематизации являются диаграммы, схемы, таблицы, в которых удобно представлять результаты обработки исходных фактических данных.

Исходя из всего вышесказанного,   на первых уроках химии в 9 классе при повторении состава и свойств неорганических соединений и в процессе подготовки к входной контрольной работе каждому ученику выдается шаблон таблицы «Свойства неорганических соединений», которая заполняется при активном участии девятиклассников. В дальнейшем учащимся в течение урока и в качестве домашнего задания предлагается написать уравнения химических реакций, характеризующих свойства конкретного вещества, принадлежащего к определенному классу  соединений. Работа с использованием данной таблицы может быть коллективной, групповой и индивидуальной.  Таблица служит хорошим подспорьем при подготовке выпускников  к  ОГЭ по химии.

Таблица. Свойства неорганических соединений

  Оксиды Основания Кислоты

 

НxОст

Соли

 

Метx(Ост)y

основные

МетxОy

кислотные

НеметxОy

нераств-е

Мет(ОН)y

щёлочи

Мет(ОН)y

Вода щёлочь кислота Раствор-е    
 

Металлы

 

(+)

 

(+)

 

(+) если металл переходн. **

Соль+Н2

* Соль + металл
Основные оксиды

МетxОy

 

 

Соль

 

 

 

Соль +

Н2О

 

Кислотные оксиды

НеметxОy

 

Соль

 

 

 

Соль+Н2О

 

 

(+)

Нерастворимые основания

Мет(ОН)y

 

 

 

(+) если амфотерн.

основание

 

Соль + Н2О

 

Щёлочи

Мет(ОН)y

 

 

Соль + Н2О

(+) если амфотерн.

основание

   

Соль + Н2О

*  Соль +

основание

Если обр. ↓

 

Кислоты

НxОст

 

Соль+Н2О

 

 

Соль+Н2О

 

Соль+Н2О

 

Соль + кислота

Если обр. ↓или ↑

 

Соли

Метx(Ост)y

 

 

(+)

 

* Соль + основание

Если обр. ↓

Соль + кислота

Если обр. ↓ или ↑

*

Соль + соль

Если обр. ↓

  (+) – особый случай;           ** металл в ряду активности стоит до Н (по другому HNO3, конц. H2SO4)

*  Соли до реакции растворимы;                      Мет(ОН)у =  МетхОу   +  Н2О;                ↓осадок         ↑газ

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.