Химические свойства солей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Эффективность урока зависит oт множества различных причин, ибо урок — явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. Общая функция урока — целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того, чтобы урок был действительно эффективным, необходимо тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3-х аспектов триединой дидактической цели урока. Каждый преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих учеников. В основе эффективности урока лежит понимание преподавателей того, что цель обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляется посредством содержания учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и согласования. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации познавательной деятельности обучающихся. Повышение эффективности урока, прежде всего, связано с такой организацией обучения, при которой каждый обучающийся включается в деятельность на всех этапах учебного познания. Каждый обучающийся при изучении нового материала должен пройти полный цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и преподавателя, и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность обучающегося.

Рассмотрим конструкт урока: «Химические свойства солей»

Цель: Создание условий для развития навыков  исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства солей.

Задачи.

Образовательная:

  • изучить свойства солей;
  • совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.

Развивающая:

  • развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.

Воспитательная:

  • формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.

Место урока  в изучении раздела: 7 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.     

Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.

Планируемый результат:

личностные:

навыки исследовательской деятельности;

предметные:

  • уметь составлять уравнения химических реакций;
  • знать признаки классификации оснований;
  • знать реакции, характерные для оснований;
  • уметь пользоваться таблицей растворимости;
  • уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • решать экспериментальные задачи по данной теме.

метапредметные:

познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать  причинно-следственной  связи;

регулятивные: ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы, сличать  способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать  степень достижения результата

Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

 Требования к учителю: организовывать, направлять,  корректировать деятельность учащихся

Конструкт урока: «Химические свойства солей»

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки пронумерованные №1, №2, №3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди,  спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Риск: нехватка времени, т.к. учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу.  Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.

Этап урока Время Развитие УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Продукт деятельности
Организационно-

мотивационный

1мин   Психологический настрой учащихся на урок Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя, Фронтальная Готовность учащихся к уроку
Актуализация опорных знаний и умений 5 мин Познавательные:

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Показывает значимость   понятия соли, их свойств в неорганической химии    Индивидуальная  

Заполнение рабочих листов №1 (тест о солях)

Целеполагание 2 мин Личностные:

Осознание значения темы в общей теме «классы солей»

Предметные: уметь: отличать соли от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями.

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся Осознать и принять цель урока.

 

Фронтальная  
Изучение нового 25 мин Метапредметные:

Познавательные:  уметь осуществлять поиск и выделение информации,   устанавливать  причинно-следственной  связи;

Регулятивные:  ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы

Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

Формирует группы, корректирует их работы Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу  Групповая Выполнение заданий группам по инструкционным картам
Самоконтроль и взаимоконтроль 3 мин Регулятивные: 

Сличать способ действий результата с образцом

Организует выступление групп и помогает делать выводы Работа по составлению уравнений реакций

(рабочая карточка № 2)

Выводы по лабораторной работе

Групповая

(работа в парах)

Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе
Оценивание результатов 2 мин Регулятивные: 

осознавать качество  и уровень выполненной работы (усвоение)

Создает  условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Оценивают  работу группы   и свою деятельность  в составе группы Индивидуальная Оценка
Рефлексия 1 мин осознание  степени достижения результата

 

Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать  дальнейшее изучения темы. Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями. Фронтальная Обобщение и выводы более успешных учащихся
Домашнее задание 1 мин Регулятивные: 

Осознание закрепления пройденного материала

 

Подробное объяснение дифференцированного

Домашнего задания

Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню) Индивидуальная Выполнение домашнего задания

Домашнее задание: § № 42   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

На оценку «4»

Составить уравнения реакций согласно схемам:

 На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

Творческое задание (по желанию): Приготовить презентацию на тему  «Мир солей».

1  группа — Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии солей со щелочами.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 255, л/опыт № 32.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия сульфат железа(III) и гидроксид бария.
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       
       

 

 

2 группа – Инструкционная карта

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии солями с кислотами.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 255, л/опыт № 31.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия карбоната натрия с азотной кислотой.
  3. Составьте уравнение реакции.
  4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют кислоты? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       
       

 

3 группа — Инструкционная карта

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соли с солью.

Порядок действий:

  1. Прочитать текст учебника на стр. 255.
  2. Проделать химическую реакцию взаимодействия нитрата кальция с карбонатом калия.
  3. Составить уравнение реакции.
  4. Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу.

 

Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       
       

 

4 группа — Инструкционная карта

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соли с металлами.

Порядок действий:

  1. Прочитать текст учебника на стр. 257, л/опыт 34.
  2. Проделать химическую реакцию взаимодействия сульфат меди и железа.
  3. Составить уравнение реакции.
  4. Подготовить отчёт. Ответы занесите в таблицу.

 

Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции Наблюдения Вывод
       
       

 

 Рабочая  карточка  ученика   ФИО____________________

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

 

ТЕСТ 

Вариант № 1

 

  1. Найдите химическую формулу основания: НСl,       ВаО,         SO3,       Са(ОН)2.
  2. Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде: синяя,         красная,      желтая,       зеленая.
  3. Метил-оранж в щелочной среде: малиновый,      синий,         красный,        жёлтый.
  4. Найдите химическую формулу нерастворимого основания:   НСl,           NaОН,         Al(ОН) 3         H3PO4.

 

Рабочая  карточка  ученика ФИО____________________

Правила техники безопасности.

  1. Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
  2. Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  3. Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
  5. Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.

 

 

ТЕСТ     

Вариант № 2

 

  1. Определите формулу основания:            Н24,               FeO,               LiOH,           SO3.
  2. Фенолфталеин в щелочной  среде:          синий,          красный,          желтый,         фиолетовый.
  3. Определите растворимое основание:   НCl,       NaОН,            Al(ОН) 3,             НNO3.   
  4. Лакмус в щелочной  среде:                малиновый,           синий,           красный,            жёлтый.

Оценочная карта № 2

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

Вопросы Ответы
1 Какова была тема урока?

 

 
2 Какая цель стояла перед тобой на уроке?  
3 Каков вывод урока?

 

 
4 Как работали на уроке твои одноклассники?  
5 Как работал ты на уроке?

 

 
6 Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?  

 

Домашнее задание: П. № 38   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.

На оценку «4»

Составить уравнения реакций согласно схемам:

К   →   К2 О→  К ОН→ К2SO4 → BaSO4

Са    →   СаО →  Са(OН) 2→ СаCl2→ Ag Cl

На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

  • HNO3 + К2SiO3=
  • Сu(OН) 2 + К2SO4 =
  • FeCl2 + NaOH  =

Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему  «Мир солей».

 

Методические пособия для учителя

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с.
  4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. — М.: Дрофа, 2005.
  5. Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2013.
  6. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа, 2013.

Литература

  1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.
  2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.
  3. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М., 2005.

Самостоятельная работа.

Классификация и свойства солей в свете теории электрической диссоциации

Вариант 1.

  1. Из перечня формул солей: (CaOH)2CO3, PbCl2, NaHCO3, Mg3(PO4)2 – отдельно выпишите формулы основных, средних (нормальных) и кислых солей; определите с.о. элементов в формулах солей; составьте уравнения их диссоциации.
  2. Закончите уравнения возможных реакций и запишите их в молекулярном и ионном виде.

а) KOH + CuSO4®;            б) NaCl + H2SO4 ®;                      в) CaCl2 + Na2CO3 ®;             г) Zn + CuCl2®;

Вариант 2.

  1. Из перечня формул солей: AlCl3, KHS, (CuOH)2SO4, Mg(HCO3)2 –выпишите отдельно формулы основных, средних (нормальных) и кислых солей; определите с.о. элементов в формулах солей; составьте уравнения их диссоциации .
  2. Закончите уравнения возможных реакций и запишите их в молекулярном и ионном виде.

а) Ba(OH)2 + K2SO4®;           б) Cu + AgNO3 ®;                     в) KNO3 + Na2CO3 ®;                г) ZnCO3 + HCl®;

 

 

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.