Ментюк Ольга Станиславовна, учитель МАОУ СОШ № 1, г. Алапаевск
Пояснительная записка
В теме «Спирты» учащиеся на базе начальных сведений о классах кислородсодержащих органических соединений и теоретических подходов к оценке реакционной способности органических соединений углубляют знания по этой теме. Этот материал – благодатная основа для связи химических знаний с повседневной жизнью людей, а также значимый для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. На данном уроке учитель может широко использовать связи с биологией, обществознанием, физической культурой, ОБЖ.
Тема актуальна в современном обществе, требует системно-деятельностного подхода, что позволяет учителю химии продолжить выявлять причинно – следственные связи, формировать представления обучающихся о здоровом образе жизни, влиянии спиртов на организм человека.
Практика показывает, что учащиеся допускают значительные ошибки в составлении структурных формул данного класса веществ, знаниях номенклатуры, составлении уравнений реакций химических свойств и способов получения, вопросов генетической связи.
Тема «Спирты» изучается первой в разделе кислородсодержащие органические вещества. Урок разработан по программе общеобразовательного (базового) уровня в соответствии с рекомендациями В.В Еремина, Н.Е Кузьменко, А.А Дроздова, В.В Лунина, который направлен на реализацию системно-деятельностного, практико — ориентированного и личностно-ориентированного подходов.
Системно-деятельностный подход ставит в основу организации учебного процесса активную и в максимальной степени самостоятельную познавательную деятельность учащегося по получению знаний и выстраиванию из них системы. Постепенный переход от пассивного получения информации к активному действию учащегося по открытию для себя «нового» знания под руководством учителя. Новые знания учащиеся «открывают» в процессе самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности, которая направляется и корректируется учителем. Учитель при помощи наводящих вопросов и корректирующих заданий позволяет ученику самому увидеть и исправить неверный ответ.
Урок проведен с использованием методов проектов, и исследовательского которые направлены на освоение учащимися общеучебных способов деятельности. Думаю, что использование метода проектов, в соответствии с новыми стандартами, позволяет предъявить продукт проектной деятельности (опорный конспект).
Проект носит учебный характер. Это позволяет решать вопросы развития личности учащегося, своевременно получать информацию об особенностях развития общеучебных умений и навыков. На уроке учащиеся работают в группах, которые формируются на основе приема генератор случайных чисел. Каждая группа получает задание в инструкционной карте и необходимый дополнительный материал. Ответы на вопросы и задания обучающиеся находят сами, пользуясь разными источниками информации, что не только приучает их к самостоятельной работе, но и способствует творческому осмыслению изучаемого материала. На протяжении всего урока сохраняется высокая работоспособность учащихся за счет продуктивного (творческого) характера учебной деятельности. Познавательный интерес учащихся в течение всего урока поддерживался не только сменой видов деятельности, но и отбором содержания, позволяющим каждому ученику работать в зоне ближайшего развития.
В результате обучения на основе системно-деятельностного подхода у учеников формируется система предметных знаний и умений, происходит развитие интеллектуальных способностей и формирование системного мышления.
Технологическая карта урока
- Урок № 1,2
- Тема урока: «Спирты»
- Цель урока: создать условия для установления взаимосвязи между составом, строением и свойствами спиртов.
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Задачи:
Обучающие:
- Продолжить развивать умения классифицировать, составлять формулы изомеров, уравнений химических реакций, характеризующих свойства спиртов и способов получения;
- Обеспечить понимание учащимися тривиальной, систематической номенклатуры;
- Установить взаимосвязь между строением, свойствами, получением и применением спиртов.
Развивающие:
- Продолжить обучение устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах, составлять опорные конспекты посредством реализации метода проектов;
- Развивать аналитическое логическое мышление учащихся, умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученной новой информации;
- Побуждать учащихся к самостоятельному выдвижению личных умозаключений, предположений, поддерживать их стремление находить правильные пути в решении проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- Развивать умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися в группе.
- продолжить формирование представлений о ЗОЖ, и необходимости использования химических знаний в повседневной жизни.
- Методы обучения: проблемный, поисковый, экспериментальный, проектный, исследовательский.
- Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.
- Оборудование: учебник химии 10 класс, технологические карты, инструктивные карточки с заданиями, лабораторное оборудование (штативы с пробирками, образцы органических спиртов, вода, гидроксид натрия, сульфат меди, дихромат калия, серная кислота, раствор яичного белка), справочная литература, интернет ресурсы, ноутбуки, мультимедийный проектор.
- УМК Химия. 10 класс. В.В Еремин, Н.Е Кузьменко, А.А Дроздов, В.В Лунин,В.И.Тетерин.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-Понимание здорового образа жизни и двойственной роли спиртов. Метапредметные:
-умения устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах; -умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученной новой информации;
Предметные:
Базовый уровень
— определять принадлежность веществ к классу спиртов, составлять формулы изомеров и гомологов, называть вещества по систематической и тривиальной номенклатуре;
— знать свойства и способы получения спиртов, физиологическое действие.
Повышенный уровень
— характеризовать особенности строения, свойства спиртов, получение;
— предсказывать возможный характер протекания тех или иных химических реакций.
Высокий уровень
— прогнозировать, и объяснять обусловленность физических и химических свойств и применения спиртов их составом и строением;
— рассмотрение механизмов химических реакций;
— устанавливать генетическую взаимосвязь спиртов с другими классами веществ.
Проблема:
Это вещество уносит ежегодно больше человеческих жизней, чем любое другое химическое вещество; оно вызывает рост неврологических и психических заболеваний, отрицательно влияет на потомство. Учёными установлено, что уровень содержания в организме человека 0,018 %, которое образуется в результате бактериального брожения в кишечнике. Если оно попадает в организм извне, то в нём становится лишним даже в самых малых дозах. При этом наибольшая нагрузка ложится на печень, так как в ней разрушается 95% этого вещества. Чувствительность человека к токсическому действию тем выше, чем он моложе. Для детей смертельная доза 3 г. на 1 кг. массы тела, для подростков 4-5 г. Систематическое потребление сокращает жизнь на 10 лет, поэтому как для любого химического вещества есть безопасные дозы, но нет безвредных. Однако, вещества этого класса находят широкое применение в косметологии, парфюмерии, медицине и пищевой промышленности. О веществах, какого класса идет речь? На какой вопрос мы должны ответить на уроке?
Технологическая карта (конструкт) урока
Этап урока, продолжитель ность |
Задача |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Развиваемые универсальные учебные действия |
1. Организационный момент Актуальность Определение темы 3 мин |
Направить обучающихся на самостоятельное определение темы урока |
-отмечает присутствующих — приветствие — создание проблемной ситуации (текст) — определение темы совместно с обучающимися, -представление информации о спиртах |
-выделяют существенную информацию из текста, -актуализируют личный опыт, -взаимодействуют с учителем, -рассуждают. |
Формулируют тему урока. |
2. Целеполагание 2 мин |
Направить обучающихся на определение целей и задач занятия |
|
— определение целей и задач — планирование |
|
3. Открытие новых знаний 30 мин
|
Организовать работу учащихся по составлению опорного конспекта |
Предлагает информацию по теме, организует работу групп, управляет ей, поддерживает мотивацию. |
-изучение инструктивных карт, осмысливают, уточняют, — работа по инструктивной карте в группе, с целью составления опорного конспекта и предъявление его классу, — продумывают форму презентации своего проекта
|
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, |
4. Защита опорных конспектов 40 мин
|
Организовать работу по предъявлению нового знания, и его применению |
Организует защиту проектных групп с презентациями опорных конспектов и обсуждение |
— защита опорных конспектов, задают вопросы, отвечают на вопросы, — слушают выступающих, дополняют, –предъявляют сводный опорный конспект по теме «Спирты»
|
Метапредметные результаты: умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученной новой информации; Предметные -умение определять принадлежность веществ к классу спиртов, — составлять формулы изомеров и гомологов, -называть вещества по разным типам номенклатуры -составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства спиртов и способов получения
|
5. Рефлексия
3 мин
|
Обеспечить понимание целей, задач и результатов урока |
-Возвращает учащихся к проблеме урока. — Дает оценку деятельности групп. -Предлагает осуществить самооценку опорных конспектов -Выставляет и комментирует отметки. |
— Соотносят проблему урока с понятием ЗОЖ — Осуществляют самооценку опорных конспектов и оценивают работу других групп. — Подводят итоги (оформляют и сдают оценочные листы) |
—Личностный результат: понимание здорового образа жизни и двойственной роли спиртов. Предметные результаты: умения объяснять физические и химические свойства спиртов
|
6.Домашнее задание 2 мин |
|
Задаёт дифференцированное домашнее задание и комментирует его. |
Определяют уровень домашнего задания, которое будут выполнять. Слушают учителя и задают вопросы на уточнение |
Самоконтроль и самооценка |
Дидактические материалы к уроку
Инструктивная карта №1 Спирты: понятие, классификация, гомологические ряды.
- Какие соединения относятся к классу спиртов? Приведите общую формулу спиртов.
- Напишите структурную формулу простейшего предельного одноатомного спирта, его ближайшего гомолога. Выделить функциональную группу.
- Какие продукты образуются при гидролизе 1,2,3 – трихлорпропана и окислении этилена перманганатом калия в нейтральной среде. Составьте уравнения соответствующих реакций. К какому классу соединений относятся вещества. Напишите структурные формулы.
- К каким спиртам следует отнести 2-метилпропанол-1, пропанол-2,
2-метилбутанол-2, бутен-3-ол-1,пентандиол-1,2, фенилметанол.
- Предложите классификацию спиртов на основании выполненных упражнений.
- Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Инструктивная карта №2 Спирты: номенклатура
- По тривиальной номенклатуре названия, каких спиртов Вам известны? Каково происхождение этих названий?
- Используя принцип построения названий одноатомных спиртов по систематической номенклатуре, название соответствующего углеводорода + суффикс –ол дайте название следующему соединению
СН3-СН(СН3) –СН2-СН(СН3) –СН2ОН
- Используя принцип построения названий предельных двухатомных спиртов по систематической номенклатуре, название соответствующего углеводорода + суффикс –диол дайте название следующему соединению НО – СН2 –(СН2)3 –СН2ОН
- Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и предельных одноатомных спиртов дайте по систематической номенклатуре название
СН3 –СН(СН3) –СН=СН- СН2 -СН2ОН, СН=С –СН2-ОН
- Обобщите номенклатуру спиртов.
- Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Инструктивная карта №3 Спирты: изомерия
1.Для вещества, формула которого С5Н12О составьте структурные формулы органических соединений, и назовите эти изомеры по систематической номенклатуре. Какие виды изомерии характерны для предельных одноатомных спиртов. Только ли спиртам может соответствовать эта формула. Составьте формулы веществ изомерных им.
- Какие виды изомерии появляются для спиртов, содержащих кратные связи? Приведи примеры.
- Какие виды изомерии появляются для спиртов, содержащих ароматическое ядро? Приведи примеры.
- Обобщите виды изомерии для спиртов.
- Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Инструктивная карта №4 Спирты: способы получения
- Составь уравнения реакций получения всеми известными тебе способами: а) метанола; б) этанола; в)циклогексанола; г)бензилового спирта C6H5CH2OH. Укажите условия протекания реакций
- Приведите примеры уравнений химических реакций получения спиртов рассмотренных в предыдущих темах.
- Обобщите способы получения спиртов. а) в лаборатории б) в промышленности.
- Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Инструктивная карта №5 Спирты: физические свойства
- Вам выданы предельные одноатомные спирты и многоатомные, ознакомитесь с ними. Охарактеризуйте физические свойства (запах, летучесть, агрегатное состояние). Проанализируйте, как изменяются физические свойства с увеличением молекулярной массы. Каковы причины этих изменений. Почему среди спиртов нет газообразных веществ?
- Используя значения температур кипения, плавления выполните задания:- сравните агрегатное состояние первых членов гомологического ряда алканов и спиртов. Почему среди спиртов нет газообразных веществ?; — почему температуры кипения у спиртов намного выше, чем у соответствующих углеводородов; — объясните, почему спирты с разветвленным углеводородным скелетом имеют меньшую температуру кипения, чем изомеры нормального строения; — сделайте вывод о способности предельных одноатомных спиртов к образованию водородных связей. Напишите схемы образования.
- Проверьте растворимость этанола и глицерина в воде. В 2 пробирки налейте по 2-3 мл этанола и глицерина. В каждую добавьте такое же количество воды, перемешайте стеклянной палочкой полученные смеси. Что вы наблюдаете? Какую закономерность вы можете установить. Сделайте вывод о растворимости спиртов в воде. Объясните причину хорошей растворимости этанола в воде.
- Охарактеризуйте физиологическое действие этанола и метанола на организм человека, используя дополнительную литературу и лабораторный эксперимент. В две пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8мл воды, в другую – столько же этанола. Сделайте вывод о физиологическом действии на организм человека.
- Обобщите физические свойства спиртов.
- Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Инструктивная карта №6 Спирты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности.
- Напишите структурную формулу этанола. Охарактеризуйте виды связей между атомами, геометрию молекулы, валентный угол, вид гибридизации атома углерода. Составьте электронную формулу. Обозначьте с помощью стрелок распределение электронной плотности в молекуле, частичные заряды на атомах. Укажи распределение электронной плотности в молекуле пропанола.
- Укажите причину поляризации гидроксильной группы. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода в молекуле СН3СН2ОН и Н2О. Почему, несмотря на поляризацию связи О-Н, спирты не обладают заметными кислотными свойствами? Что необходимо сделать для того, чтобы кислотность спирта заметно возросла?
- В чем заключается разница в механизмах реакций замещения, в которые вступают алканы и спирты.
- Сформулируйте вывод о взаимном влиянии влияние атомов в молекулах спиртов.
- Основываясь на строении спиртов, какие общие химические свойства, можно предположить у этих веществ. Рассмотрите эти свойства на примере этанола. Проведите лабораторный опыт окисление этилового спирта хромовой смесью. ! Помните при выполнении работы нельзя забывать правила техники безопасности!
- С помощью, какой качественной реакции можно отличить одноатомный спирт от многоатомного? Проведите лабораторный опыт взаимодействие спиртов с гидроксидом меди (II).
- Обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных одноатомных спиртов. 9. Оформите опорный конспект по теме, подготовьте выступление – защиту проекта на 5 минут.
Дифференцированное домашнее задание.
Выберите и выполните два из предложенных заданий.
- Составьте структурную формулу вещества, имеющего состав С4Н10О, если при его окислении образуется кетон. Приведите структурные формулы изомеров, один из которых принадлежит к другому классу органических веществ, укажите виды изомерию и двух гомологов. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.
- Составь формулы и названия двух спиртов, которые: а) не могут быть окислены без разрыва С-С связей; б) не вступают в реакции внутримолекулярной дегитдратации.
- В двух банках без этикеток находятся бутиловый и трет-бутиловый спирты. Как с помощью щелочного раствора перманганата калия можно узнать, какой из спиртов находится в каждой из склянок?
- Составить справочник школьника по теме «Спирты».
- С какими из перечисленных веществ может реагировать метанол: калий, оксид натрия, вода, оксид меди (II), уксусная кислота, этилен? Напишите уравнения возможных реакций и укажите условия их протекания.
- Определи структурные формулы веществ. Напиши уравнения описанных реакций.
А. Соединение С3Н8О взаимодействует с калием с выделением водорода и при окислении образует кислоту
Б. Соединение С5Н12О реагирует с металлическим натрием с выделением водорода, при окислении образует кетон состава С5Н10О , а при дегидратации 2-метилбутен-2.
- При окислении этилена водным раствором перманганата калия получили органическое вещество А. Оно растворяет Сu(ОН)2 с образованием комплексного соединения Б ярко-синего цвета. Обработка вещества А нитрующей смесью приводит к получению продукта В, являющегося мощным взрывчатым веществом. Напишите уравнения всех упомянутых реакций, назовите вещества А-В.
- Сорбит СН2 (ОН) – СН(ОН) – СН(ОН) – СН(ОН) – СН(ОН) – СН2(ОН) используется больными сахарным диабетом вместо сахара. Свойствами, каких известных вам соединений он должен обладать, с какими веществами взаимодействовать? Почему хорошо растворяется в воде? 7. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии натрия массой 4,6г с этиловым спиртом массой 9,5г (н.у.).
- При нитровании глицерина массой 27,6г получили тринитроглицерин массой 60г. Определите массовую долю выхода тринитроглицерина от теоретического.