Рабочая тетрадь к практикуму по теме «Металлы»

Карпова Ольга Сергеевна, учитель МАОУ «Лицей № 128», г. Екатеринбург

Пояснительная записка

          Изучение химии в школе подразумевает проведение лабораторных и практических работ, целью которых является повышение мотивации обучающихся к изучению предмета, обеспечение наглядности материала, развитие навыков практической работы с веществами и оборудованием и др. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по химии будущим абитуриентам необходимо систематизировать и углубить свои знания, но повторение только теоретической части не дает яркого эмоционального подкрепления, делает процесс подготовки рутинным и менее эффективным.

          Данная рабочая тетрадь содержит материал для проведения лабораторного практикума по теме «Металлы» в рамках подготовки как к ОГЭ, так и к ЕГЭ по химии. Практикум организуется как занятие по внеурочной деятельности, длительность 3 часа. Проведение данной работы требует объемной предварительной подготовки: приготовление реактивов, оборудования, демонстрационных экспериментов. Однако, такое погружение в тему повторения позволит качественно систематизировать знания ребят и заполнить пробелы. По мимо этого, для учащихся 9 класса это будет отличная тренировка по выполнению 24 задания ОГЭ (химический эксперимент), а для 11 класса – 25 задания ЕГЭ.

          Все предлагаемые опыты, учащиеся выполняют в парах или индивидуально под руководством преподавателя. При невозможности приготовить реактивы на всех эксперимент проводят демонстрационно, при их отсутствии – демонстрируют видеоопыт с комментариями преподавателя.

Целью данного практикума является обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся по теме «Металлы и их соединения» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по химии.

          Планируемые результаты:

  • Систематизация и закрепление полученных знаний по темам «Металлы и их соединения», «Ионные уравнения реакций», «Окислительно-восстановительные реакции», «Гидролиз», «Водородный показатель среды, индикаторы»;
  • Заполнение пробелов в знаниях обучающихся по теме «Металлы и их соединения»;
  • Развитие навыков работы с реактивами и лабораторным оборудованием;
  • Повторение и закрепление правил ТБ при работе в химической лаборатории.

Рабочая тетрадь распечатывается индивидуально на каждого ребенка и заполняется им собственноручно при выполнении экспериментов. В Приложении 1 приведены ссылки на видеоопыты для данного практикума (вещества могут быть заменены на аналогичные), в Приложении 2 – ссылка на папку в облаке с фото и видео материалами с проведенных практикумов обучающихся МАОУ «Лицей №128» г.Екатеринбурга на базе Центра «Педагогический технопарк „Кванториум“ имени В. Г. Житомирского».

          В дальнейшем планируется разработать подобные практикумы и рабочие тетради для повторения тем «Окислительно-восстановительные реакции» (подготовка к заданиям 15 и 20 ОГЭ, 19 и 29 ЕГЭ), «Качественные реакции в органической/неорганической химии» (17, 23 вопросы ОГЭ и 24 вопрос ЕГЭ) и др.

 Приложение 1. Видеоопыты к практикуму «Металлы»

  1. Щелочные металлы

А) гидроксида натрия с кислотой — https://www.youtube.com/watch?v=wmjJMh8B3mQ

Б) известковая вода с гидрокарбонатом кальция — https://www.youtube.com/watch?v=QcjbEFnb_uw

В) гидроксида натрия (изб.) с гидроксидом алюминия — https://www.youtube.com/watch?v=QxcQ5gKUF_8

  1. Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы

1) Получение и исследование свойств гидроксида магния — https://www.youtube.com/watch?v=-2RIGFAvAe8

2) Получение и свойства карбоната гидроксомагния — https://www.chemicalaid.com/tools/equationbalancer.php?equation=MgSO4+%2B+NaHCO3+%3D+%28MgOH%292CO3+%2B+Na2SO4+%2B+H2O+%2B+CO2&hl=ru .

Добавить в пробирку раствор хлорида аммония — https://studbooks.net/2291311/matematika_himiya_fizika/reaktsii_kompleksoobrazovaniya_soedineniy_gruppy 

3) Получение гидрокарбоната кальция — https://www.youtube.com/watch?v=m-WkGs6U7-Q

3) Получение и свойства сульфатов щелочно-земельных металловhttps://www.youtube.com/watch?v=8Z82ao_oYAE

  1. Алюминий и его соединения

1) Взаимодействие алюминия с неметаллами.

А) алюминий с йодом — https://www.youtube.com/watch?v=6LynCavegF8

Б) алюминий с кислородом — https://www.youtube.com/watch?v=JjMGoTsbjtI

В) алюминий с серой — https://www.youtube.com/watch?v=28nClOeZiEQ

2) Амфотерные свойства алюминия и его соединений.

А) алюминий с соляной кислотой — https://www.youtube.com/watch?v=uYsuf1DOSA4

Б) алюминий с конц. азотной кислотой — https://www.youtube.com/watch?v=ULu8klsAbzQ

В) алюминий с раствором щелочи — https://www.youtube.com/watch?v=5RvUC-3uY6c

Г-Е) получение гидроксида алюминия, гидроксид алюминия с раствором кислоты и щелочи — https://www.youtube.com/watch?v=QxcQ5gKUF_8

3) Гидролиз солей алюминия — https://www.youtube.com/watch?v=bQ_EFiLKbUE

К раствору сульфата алюминия добавить раствор сульфида натрия (карбоната натрия) — https://www.youtube.com/watch?v=LNpI93zS670

  1. Железо и его соединения

1) Взаимодействие железа 3+ с сульфитами/сульфидами/иодидами

А-Б) взаимодействие хлорида железа (III) с сульфидом аммония — https://www.youtube.com/watch?v=NJVvuPvNUg8

В) взаимодействие хлорида железа (III) с медью — https://www.youtube.com/watch?v=_Ey_aI3gUXQ

Г) взаимодействие хлорида железа (III) с иодидом калия — https://www.youtube.com/watch?v=MC_ZtmCUua4&t=35s

  1. Медь и ее соединения

          1) Получение и свойства комплексной соли меди (II) — https://www.youtube.com/watch?v=GNFwvG8KS0Q

 Приложение 2.

Ссылка на фото и видеоматериалы с проведенных практикумов — https://cloud.mail.ru/public/VfJ4/dCSySCtPL

 Рабочая тетрадь к практикуму по теме «Металлы»

  1. Щелочные металлы

         1) Щелочи – это ____________________________________________________________. В растворах щелочей окраска индикаторов: фенолфталеин — _______________, лакмус — ___________________, метилоранж — _______________________. Реакция нейтрализации – это _____________________________________________________________

Пример: _____________________________________________________________

2) Химические свойства щелочей. Напишите в молекулярной и сокращённой ионной формах уравнения осуществимых реакций:

А) гидроксида натрия с серной кислотой

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Б) гидроксида натрия с гидрокарбонатом кальция

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

В) гидроксида натрия (изб.) с гидроксидом алюминия

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы

1) Получение и исследование свойств гидроксида магния.

А) уравнение получения гидроксида магния

_____________________________________________________________

Б) взаимодействие гидроксида магния с кислотой

_____________________________________________________________

В) взаимодействие гидроксида магния со щелочью

_____________________________________________________________

Вывод о свойствах гидроксида магния: _____________________________________________________________

2) Получение и свойства карбоната гидроксомагния. К раствору сульфата магния добавить раствор соды до выпадения осадка. Каков его цвет? ________________. Написать уравнение реакции получения карбоната гидроксомагния в молекулярной и ионной формах, учитывая участие в реакции воды

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему не образуется карбонат магния? _____________________________________________________________

Добавить в пробирку раствор хлорида аммония. Что наблюдается? Почему? Запишите уравнение реакции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Получение гидрокарбоната кальция. Пропустить углекислый газ через раствор известковой воды. Отметить изменения: _____________________________________________________________

Продолжить пропускание газа через взвесь, отметить изменения: _____________________________________________________________

Нагрейте часть жидкости в пробирке, отметьте изменения _____________________________________________________________

Запишите уравнение протекающих реакций:

А) выпадение осадка карбоната кальция

_____________________________________________________________

Б) растворение осадка карбоната кальция

_____________________________________________________________

В) при нагревании гидрокарбоната кальция

_____________________________________________________________

3) Получение и свойства сульфатов щелочно-земельных металлов. Получить сульфат бария, отметить его цвет _______________. Испытать осадок действием кислоты, записать уравнение реакции и вывод: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Алюминий и его соединения

1) Взаимодействие алюминия с неметаллами.

А) алюминий с йодом

_____________________________________________________________

Б) алюминий с кислородом

_____________________________________________________________

В) алюминий с серой

_____________________________________________________________

2) Амфотерные свойства алюминия и его соединений.

А) алюминий с соляной кислотой

_____________________________________________________________

Б) алюминий с конц. азотной кислотой

_____________________________________________________________

В) алюминий с раствором щелочи

_____________________________________________________________

Г) получение гидроксида алюминия

_____________________________________________________________

Д) гидроксид алюминия с раствором кислоты

_____________________________________________________________

Е) гидроксид алюминия с раствором щелочи

_____________________________________________________________

3) Гидролиз солей алюминия. Испытать индикаторной бумагой раствор сульфата алюминия (цвет — _______________, среда — _________________, рН — _____). Объяснить среду раствора, сделать вывод о силе гидроксида алюминия как основания: ____________________________________________________________. Написать уравнение ступенчатого гидролиза сульфата алюминия в молекулярной и ионной формах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К раствору сульфата алюминия добавить раствор сульфида натрия (карбоната натрия). Описать изменения, записать уравнение реакции: __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Железо и его соединения

1) Взаимодействие железа 3+ с сульфитами/сульфидами/иодидами

А) взаимодействие хлорида железа (III) с сульфидом аммония

_____________________________________________________________

Почему не образуется в растворе сульфид железа (III)? _____________________________________________________________

Б) взаимодействие хлорида железа (III) с сероводородной водой

_____________________________________________________________

Вос-ль: _____________________________________________________________

Ок-ль: _____________________________________________________________

В) взаимодействие хлорида железа (III) с медью

_____________________________________________________________

Г) взаимодействие хлорида железа (III) с иодидом калия

_____________________________________________________________

  1. Медь и ее соединения

            1) Получение и свойства комплексной соли меди (II). К раствору сульфата меди добавлять по каплям раствор аммиака до растворения выпадающего в начале осадка основной соли. Цвет осадка — _______________. Запишите уравнение реакции:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте цвет комплексного соединения — ____________________. Какие ионы обуславливают такую окраску? _________________.

Как доказать присутствие в составе этой соли сульфат-ионов? Запишите уравнение реакции _____________________________________________________________

Запись опубликована в рубрике Конференция 2024. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.