Тарасова Наталья Николаевна, Чиликова Светлана Алексеевна, МАОУ СОШ № 197 г.Екатеринбург
Учителям-практикам, работающим в старшей и средней школе, известна проблема сложности восприятия обучающимися научных текстов. Проблема эта связана, с точки зрения современной педагогики, с самыми разными аспектами. Это и трудности в использовании сложных синтаксических конструкций, в неумении использовать информацию, находящуюся «между строк» и за пределами текста, и недостаточное развитие у современных школьников таких метапредметных умений, как обобщение, формулировка выводов, и другие виды смысловой работы с текстовой информацией.
Понимание смысла текста является общеучебной задачей, включающей различные элементы, такие как развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, слушания, письма) в их взаимосвязи, выделение основной информации, определение объёма понятия, выраженного словом, сопоставление, сравнение, классификация, обобщение, доказательство, выдвижение гипотез, оценка. (1)
Интегрированный урок «Биохимия любви», на отдельные фрагменты которого мы ссылаемся в данной статье, являлся попыткой восполнить дефицит умения работы со сложным теоретическим материалом. Урок ориентирован на старших школьников (10-11 класс), т.к. тема взаимоотношений между полами для этого возраста является одной из главных. Кроме того, старшеклассники обладают достаточным багажом знаний по биологии и химии, чтобы воспринимать информацию, связанную с биохимическими процессами.
Для обучающихся целью урока являлось формирование представления о любви на основе интеграции знаний курса химии и биологии. Перед учениками стояли следующие учебные задачи: рассмотреть различные стадии развития любви с точки зрения химии и биологии, познакомиться с действиями химических веществ, отвечающих за развитие чувства любви, показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека. Целью учителя было формирование метапредметных умений, связанных с анализом и обобщением теоретической информации и понимание практической направленности этих знаний.
Были использованы различные формы работы: взаимодействие в малых группах, повторение, анализ текста, составление интеллект-карты, анализ устной информации, работа с демонстрационной доской, работа с формулами и терминами, подготовка обучающимися сообщений, рефлексия. Для усиления эмоционального воздействия использовалось литературное и музыкальное сопровождение.
Обучающимся предлагался текст, насыщенный названиями веществ, которые вырабатываются организмом в различные периоды жизни и выполняют различную биологическую роль. Ученикам нужно было выделить эти термины, внести их в интеллект-карту и показать их взаимосвязь.
Приводим небольшую выдержку из текста. «…Любовь – неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. …Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам… вызывает образующийся фенилэтиламин, оказывающий возбуждающее действие. …Проявления влюбленности напоминают реакцию человека на стресс… Влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины… Отчего же состояние влюбленности непродолжительно? Повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно, его активная выработка длится до 4х лет. Затем начинают вырабатываться эндорфины – вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему… В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцин – вещество, которое несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных».
После ознакомления с текстом и его обсуждения ученики вносили в интеллект-карту названия классов соединений и наименования веществ. Затем предлагалась работа со структурными формулами веществ, таких как адреналин и фенилэтиламин. Требовалось выделить одинаковые структурные элементы, такие как бензольное кольцо, гидроксильную и амино-группы.
Анализ проведенного урока показал, что были достигнуты определенные результаты. Во-первых, был получен отклик — ученики задавали вопросы о том, можно ли продлить выработку веществ, способствующих чувству любви? Что делать, если чувства угасают? Во-вторых, удалось повторить многие теоретические вопросы биологии и химии, ранее изученные в курсе 9-го класса. В третьих, работа с научным текстом для обучающихся позволила закрепить приемы выделения главной информации и перевод ее в инфографику, что способствовало лучшему запоминанию и осмыслению. За счет применения бессмертных литературных произведений о любви, за счет музыки, удалось создать особый эмоциональный настрой.
Интегрированный урок позволил внести в предметную область урока воспитательные элементы, что особенно актуально в свете введения в педагогическую практику новых стандартов.