Экологические основы природопользования на Урале

Полянская Ольга Анатольевна, учитель МАОУ лицей №135 г. Екатеринбург

Программа элективного курса

Экологические основы природопользования на Урале

Уровень – среднее общее образование (10-11 класс)

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Экологические основы природопользования на Урале» на уровне среднего общего образования (11 класс) может быть  частью Основной образовательной программы СОО любой образовательной организации.

Программа элективного курса разработана с учетом нормативно-правовых документов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.), (далее — ФГОС СОО);

—  Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по предмету экология (Примерная программа по предмету одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

—  Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

          Программа элективного курса «Экологические основы природопользования на Урале»  на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными ФГОС СОО и основными положениями Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития.

          Актуальность данного  элективного курса обусловлена его   направленностью  на обеспечение общеобразовательной подготовки выпускников, на развитие у обучающихся экологического сознания и экологической ответственности, отражающих  сформированность уровня экологической культуры и ориентированных на приобретение социально значимых компетентностей, овладение умениями применять естественнонаучные  знания в жизни.

          Программа элективного курса  учитывает условия, необходимые для развития личностных качеств выпускников, и предполагает реализацию междисциплинарного похода к формированию содержания, интегрирующего вопросы защиты окружающей среды с предметными знаниями естественных, общественных и гуманитарных наук.

          Изучение элективного курса «Экологические основы природопользования на Урале»   ориентировано на формирование целостного восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, умения использовать учебное оборудование, проводить измерения, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, оказывающие влияние на окружающую среду, моделировать экологические последствия хозяйственной деятельности местного, регионального и глобального уровней.

          Для освоения данного курса обучающимися могут быть использованы педагогические технологии деятельностного типа (проектные, учебно-исследовательские, ИКТ, метод кейсов и др.). Наполнением курса или его продолжением может быть организация полевого практикума или экспедиции, что повлияет на его актуальность и эффективность.

Образовательный результат курса представлен комплексно, с включением как метапредметных, так и предметных и личностных результатов образования.  

          Программа «Экологические основы природопользования на Урале» построена с привлечением краеведческого материала учитывает специфику местности, формирует представление о природном разнообразии мира на уровне своей малой Родины.

          Программа элективного курса рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов составляет 34 часа:  1 ч в неделю.

Планируемые результаты обучения

    Личностные результаты изучения курса  предполагают:

  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

          Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

          Регулятивные универсальные учебные действия

  Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь  достижения          цели, планировать               решение поставленных       задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный       поиск               ресурсов,         необходимых       для    достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  Познавательные универсальные учебные действия

  Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  Коммуникативные универсальные учебные действия

  Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты изучения курса  предполагают,

 

          Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
  • определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
  • анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
  • анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
  • анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
  • использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
  • анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
  • оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
  • извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
  • выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

 

          Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
  • прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
  • моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
  • разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
  • выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

 

Содержание программы, курса

Природоохранный потенциал

Рациональное  природопользование:  теоретическая  основа,  задачи  и  структура.  Природа  и  общество:  общие  и  специфические  черты.

Предмет и методы исследования региональных экологических проблем.

Развитие производительных сил общества (увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Понятие и признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии, пути их решения. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

Город – новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города.  Промыщленные  предприятия  г. Екатеринбурга.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в г. Екатеринбурге и Свердловской области.

Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Природные условия и природные ресурсы Урала. Краткая природно-экологическая характеристика Урала. Природные ресурсы Урала и их добыча. Природные охраняемые территории (ООПТ): заповедники, заказники, природные парки, национальные парки, памятники природы. Примеры ООПТ Урала и их описание, и значение для сохранения природы. Природные ресурсы, их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства ПР,  их взаимосвязь с размещением производства.

Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов.

Природно-экологическая характеристика Урала.

Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов.

Флора региона, ее состав и охрана. Разнообразие растительного мира Урала. Экологические последствия антропогенных воздействий на флору Урала.

Животный мир региона, его рациональное использование и охрана. Млекопитающие среднего Урала, характеристика многообразия и значение.

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы, в том числе Урала.

Альтернативные источники энергии: перспективы их развития на Урале.

Демографические проблемы и урбанизация.

Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

 

Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные источники и степень загрязнения природной среды. Историческая обусловленность современного состояния природной среды Урала. Состояние атмосферного воздуха на Среднем Урала. Состояние водных и почвенных ресурсов Урала Основные загрязнители, их классификация.

Экологические нарушения и их последствия. Состояние земельных ресурсов Среднего Урала. Состояние лесных экосистем Среднего Урала. Опасные отходы. Бытовые отходы и их переработка. Проблемы промышленных отходов и техногенных образований.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

Понятие мониторинга окружающей среды.

Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды на Урале.

Понятие экологического риска. Развитие экономической сферы Урала и последствия в экологии. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции .

«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

История Российского природоохранного законодательства. Экологическая политика в Уральском федеральном округе.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. Создание в рамках ООН независимой международной комиссии по охране окружающей среды

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора за охраной природы, их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

Природоохранные Постановления. Закон «Об охране окружающей среды» Нормативные акты по рациональному природопользованию.

Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования.

Красная книга. Белая книга.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Правовая и юридическая ответственность предприятий за загрязнение среды.

Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Особоохраняемые природные территории. Заповедное дело в России и на Урале.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов по программе

Основные виды деятельности

1

Природоохранный потенциал  Урала

8

   Использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;

–        определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;

—    анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

—    использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;

—  определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами.

2

Природные ресурсы и рациональное природопользование  в регионе

6

Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

—  использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;

— определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;

— понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды.

3

Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами  на Урале

6

Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

–     анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;

–     извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;

–         выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

4

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на  природу. Природоохранный надзор.

 

 

 

8

Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

–        анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;

–        оценивать опасность отходов для окружающей среды  и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;

–        извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;

–        выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

5

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду в регионе

6

Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

–        анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;

–        выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

6

Итого

34

6

Запись опубликована в рубрике Конференция 2024. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.