Постникова Нина Ивановна,
учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Первоуральск
Метод проектов на уроках химии
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предусматривает обеспечение условий достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов путем организации личностно значимой деятельности, которая может быть осуществлена в ходе проектно-исследовательской работы.
Проектные технологии — это одно из перспективных направлений современного образования, их называют ещё технологиями четвёртого поколения, реализующими личностно — ориентированный подход в обучении. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, генетическое. Проектирование имеет широкие возможности применения и универсальный подход, всеобщие закономерности. Таким образом, проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Школа должна учить навыкам проектирования. Поэтому, используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить.
Элементы проектной деятельности формирую в рамках традиционных уроков вначале как, обще учебные, а затем как специальные, поэтапно. Для такой работы подходят практические, лабораторные работы, уроки с организацией группового взаимодействия с распределением работы в группе. Например, самостоятельное планирование выполнения лабораторной работы или опыта. Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана. Так практическую работу «Наблюдения за горящей свечой» в восьмом классе, можно перевести в ранг проекта – домашнего эксперимента и заслушать затем на уроке сообщения учащихся по выполненным проектам, которые могут быть различны как по форме, так и по содержанию (история свечи, материалы, из которых изготавливают свечи, классификация и назначение свечей и т.д.)
Учебный проект – монопредметный позволяет вырабатывать и развивать специальные умения и навыки у школьников, а именно учить их:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению конкретных под проблем, формированию ведущей проблемы и постановки задач, вытекающих из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
-поиску и выбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
-практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и не типовых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
— презентации в различных формах результатов своей деятельности с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, моделей и др.);
— самоанализу и рефлексии (самостоятельному определению результативности и успешности решения проблемы проекта).
Другие виды проектов межпредметный и внепредметный чаще используют во внеурочной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока, до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний. Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
- учитель помогает ученикам в поиске источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Например, в 8 классе тема проекта «Счастье в шоколаде». Данная работа носит межпредметный характер (химия и биология). В ней рассмотрены темы по влиянию шоколада на организм человека и умение применять навыки химического эксперимента. Сделан обзор литературы по данной теме и проведены опыты по изучению состава шоколада. Учащейся проведен сравнительный анализ полученных результатов и сделаны выводы о проделанной работе. Ниже приведены некоторые слайды презентации данного проекта.
Подготовленные учащимися презентации проектов в дальнейшем используются в школе на классных часах в качестве просветительских бесед.
Во внеурочное время проектная деятельность учащихся по химии организована на факультативных и элективных курсах городских, муниципальных и областных конкурсах, а также общероссийских фестивалях. Проектно-исследовательские работы моих учеников, представленные на общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся в 2013-2014 гг. получили высокую оценку экспертов. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, приложение своих знаний.
Работа над проектом для учащихся это возможность проявить себя, раскрыть свои творческие способности. Для учителя работа над проектом это возможность выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение и радость творчества.