Модульная технология на уроках химии

Постникова Нина Ивановна,
учитель химии МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Первоуральск

Модульная технология на уроках химии

Главное требование, предъявляемое к современному уроку химии — это высокий уровень самостоятельности учащихся, для достижения которого необходимы их развитая познавательная потребность, субъективная позиция, способность самостоятельно ставить и достигать образовательной цели в ходе решения учебно-познавательных задач. На таком уроке учащиеся самостоятельно добывают новые для себя знания, используя различные источники информации: наблюдение, эксперимент, учебники и учебные пособия, Интернет. Современный урок характеризуется групповыми формами организаций учебно-познавательной деятельности, позволяющими учащимся обмениваться информацией при совместном решении учебно-познавательных задач.

При организации современного урока учитель на практике сталкивается с двумя проблемами:

  1. Необходимость создания сценария и проектирования каждого урока, что требует колоссальных усилий на его подготовку;
  2. Низкая учебно-познавательная мотивация учащихся.

Современный УМК при методически грамотном его использовании позволяет преодолеть как первую, так и вторую проблему.

В последние годы учащиеся, по разным причинам, не в полной  мере используют учебники и учебные пособия для овладения новым учебным содержанием. Учащимся необходимо учиться использовать различные источники информации, что развивает умения перерабатывать информацию, выделять главное и отбрасывать второстепенное. Учебники и учебное пособия должны стать одним из главных средств, позволяющих достигать запланированные образовательные результаты. Примером применения является модульное обучение для организации современного урока химии.

Сущность модульного обучения заключается в том, что учение самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:

  • цель усвоения модуля;
  • где найти учебный материал;
  • как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить, заполнить таблицу и т.д.);
  • как проверить правильность выполнения задания (контроль-тесты, письменные работы и т.д.) – определяет степень усвоения материала).

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит от того, как подготовлены инструкции для учащихся. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умела помощь учителя на первых уроках позволяет ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку.

На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым ребенком.

Итак, в результате использования элементов модульного подхода решаются следующие проблемы:

  • стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи системы контроля и оценок;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • большая самостоятельность в получении знаний и использовании их на практике;
  • наглядное и компактное конструирование учебного материала;
  • педагог выступает в роли координатора, что благоприятно отражается на взаимоотношениях «учитель-ученик»;

Я использую разработки уроков по химии по некоторым темам, например, в 8 классе «Строение атома», а в 9 классе «Сера и ее свойства».

Урок  «Строение атома»

Цель:

— познакомиться со строением атома;

— научиться составлять схемы строения атома

действия примечание
1 Выполните тест (входной контроль)

1.       Ядро атома заряжено

A)  положительно Б) отрицательно В) не имеет заряда

2.       В центре атома расположено (ы)

А) электроны Б) ядро В) ионы

Электрон заряжен

A)   положительно Б) отрицательно

B)  не имеет заряда

3.       Заряд ядра атома численно совпадает с

A)   номером группы

Б) порядковым номером

B)      относительной атомной массой

4.       Число электронов в атоме углерода равно:

А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 12

 
1.1 Проверьте правильность выполнения теста Оцените себя
2 Составьте конспект «состав атома» Внимательно слушайте учителя и делайте соответствующие записи
2.1 Рассмотрите состав атомов следующих элементов: магния, лития, бора, мышьяка, водорода, алюминия Работайте параллельно с записями на доске
2.2 Рассмотрите состав атома следующих элементов: фтор, железо, йод Выполните самостоятельно

 

2.3 Определите, о каком элементе идет речь:

— имеет 35 электронов в атоме

— имеет 19 протонов

содержит 47 протонов

Выполните

самостоятельно

2.4 Рассчитайте массу 0,5 моль вещества, атом которого содержит 20 протонов Выполните

самостоятельно

3 Познакомьтесь с понятием изотопы  
3.1 Рассмотрите состав атома следующих изотопов: 39К , 40К. Укажите сходства и отличия в строении их атомов  
4 Составьте конспект «электронное строение атома» Внимательно слушайте учителя и делайте соответствующие записи
4.1 Распределите электроны по уровням у элементов 2(3) периода  
5 Задайте интересующие вопросы по теме урока  
6 Ответьте, насколько вы достигли поставленных целей  
7 Домашнее задание  

 

Урок  «Сера и ее свойства»

Цели:

1) рассмотреть физические и химические свойства серы

2) закрепить умения находить массовую долю элемента в соединении, составлять окислительно-восстановительные реакции

действия примечание
1 Проверочная работа  
2 Строение атома серы. Составьте схему строения атома  
2.1 Используя электронно-графическую формулу, поясните, какие степени окисления может образовать сера  
3 Физические свойства серы §22
3.1 Что такое аллотропия? Приведите примеры аллотропных видоизменений серы. Может ли одна форма переходить в другую?  
3.2 Перечислите физические свойства ромбической серы  
3.3 Составьте формулы соединений серы, встречающихся в природе;

1 вариант                          2 вариант

сульфид цинка                 — сульфид меди (II)

сульфат калия

— сульфат цинка

Оценит учитель
3.4 Рассчитайте массовую долю серы в;

1         вариант — пирите FeS2

2 вариант — цинковой обманке ZnS

Проведите расчеты по формулам

W (Э) =

4 Перечислите химические свойства серы. Приведите примеры реакций §22
4.1 Закончите уравнения реакций. Для любой из них составьте окислительно-восстановительные реакции

1 вариант                  2 вариант

S + К ->                      S + A1->

S + Вr2 ->                    S + С12 ->

Сделайте соответствующие записи в тетради. Оценит учитель
5 Перечислите применение серы  
5.1 Какой объем воздуха потребуется для сжигания 5 моль серы  
6 Домашнее задание § 22  

 

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.