Технологическая карта урока по ФГОС

Зайцева Ирина Владиславовна, учитель химии МАОУ «СОШ д. Починок», Новоуральский ГО

Тема урока: Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение.

Цели урока для учителя: создание условий для достижения следующих результатов обучения:

личностные:

  • развитие познавательных интересов и мотивов учебной деятельности;
  • формирование научного мировоззрения обучающихся;
  • формирование личностного смысла обучения;
  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

  метапредметные:

  • умение планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как теоретического так и экспериментального характера;
  • умение планировать  учебную  деятельность на уроке при выполнении устных и письменных заданий;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • умение работать с текстом и находить в нем нужную информацию.

  предметные:

  • различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода;
  • устанавливать причинно – следственные связи между физическими свойствами кислорода и способами его собирания;
  • составлять уравнения химических реакций получения кислорода;
  • проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию кислорода с соблюдением правил техники безопасности.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

 Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,  презентация для урока,  рабочие  карты для обучающихся.

Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка, комочек ваты,  коническая колба, лучинка.

Содержание и ход урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует учащихся, определяет готовность учащихся к уроку, создает позитивный настрой

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, приветствуют учителя

Целеполагание, планирование деятельности и мотивация

Предметом изучения науки химии являются вещества, их свойства и химические превращения. Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Предлагает учащимся прослушать стихотворение и сформулировать тему и цель урока.

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг, и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ……….

Слушают учителя, осмысляют информацию

— Без кислорода

 

— Вы догадались, о чем пойдет речь  на нашем уроке, значит тема нашего урока….?  (запись темы на доске)

— А что вы уже знаете о кислороде? 

Предлагает  учащимся  вспомнить  то,  что они знают о кислороде и заполнить в тетрадях таблицу «Знаем, хотим узнать». Подводит учащихся к мысли о том, что они еще не все знают о кислороде. Совместно с учащимися составляет схему действий по приобретению новых знаний.

Тема нашего урока — «Кислород.  Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства, получение». 

Предлагают варианты тем урока

Определяют тему урока

 

 

Формулируют  цель урока

 

Заполняют в тетрадях таблицу, намечают план действий по приобретению новых знаний.

 

Результаты: учащиеся формулируют тему и цель урока, составляют план действий по приобретению новых знаний.

Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

 

Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого  мы начинаем изучение? 

Предлагает учащимся воспользоваться ПСХЭ и охарактеризовать кислород как химический элемент по плану:

·         Положение в ПСХЭ

·         Металл или неметалл

·         Валентность в соединениях

Ответы учащихся. (Кислород самый распространённый химический элемент на Земле).

 

 

Работают с рабочей картой, характеризуют кислород как химический элемент

Результаты: учащиеся вспомнили положение кислорода в ПСХЭ, валентность кислорода в соединениях.

Открытие новых знаний

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

1.            Предлагает учащимся познакомиться с содержанием текста «Кислород в природе» (см. рабочую карту), составить схему, отражающую распространение кислорода в природе.

Читают текст, находят информацию для заполнения схемы.

 

2. Предлагает записать в тетрадь план характеристики простого вещества:

·         Молекулярная формула

·         Электронная формула

·         Графическая формула

·         Тип химической связи

·         Способы получения в лаборатории и промышленности

·         Физические свойства

·         Химические свойства

·         Применение

  Предлагает учащимся составить молекулярную, электронную и графическую формулы кислорода, указать тип химической связи

Фиксируют в тетради план характеристики простого вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют требуемые формулы и указывают тип химической связи в молекуле кислорода

 

3.  Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории.

Предлагает учащимся прослушать сообщение об открытии кислорода, составить краткий конспект.

 

На рабочих картах фиксируют фамилии ученых, открывших кислород, даты открытий

 

 

 

1772–1774 гг.

швед. ученый Карл Шееле

 

1774 г.

англ. ученый Джозеф Пристли

 

 

1775 г.

франц. ученый Лавуазье

4.      Ставит перед учащимися проблемный вопрос

    В виде простого вещества кислород входит в состав атмосферы. В мире сейчас более четверти миллиарда легковых автомобилей, каждый из них на тысячу километров пробега сжигает почти полтонны кислорода, грузовики и автобусы – еще больше. Пассажирский самолет за час полета расходует до 8 т кислорода. Живые организмы, промышленность, транспорт – все потребляют кислород, а он не иссякает. Почему? За счет чего поддерживается постоянное содержание кислорода в атмосфере, несмотря на его огромное потребление?

  Подводит итог обсуждения.

  Т.о., постоянство содержания кислорода в атмосфере поддерживается за счет фотосинтеза, осуществляемого растениями.

   Предложите возможный сценарий развития нашей планеты, если бы не было организмов, синтезирующих кислород.

5.            Предлагает учащимся познакомиться со способами получения кислорода в лаборатории.

  В лабораторных условиях кислород получают разложением некоторых сложных веществ. Нам уже известно, что Дж. Пристли воспользовался реакцией разложения оксида ртути (II) для получения кислорода. Видео поссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=xefR65CoaOg

 

Составьте уравнение этой реакции.

 

Сегодня данный способ получения кислорода не используют.  Почему?

  В школьных лабораториях для получения кислорода в настоящее время используют перманганат калия.

Демонстрирует получение кислорода разложением перманганата калия. Собирает кислород методом вытеснения воздуха и воды, доказывает наличие кислорода в сосуде.

Составьте уравнение реакции разложения перманганата калия – КMnO4, если известно, что в результате, кроме кислорода, образуется манганат калия – К2MnO4 и  оксид марганца(IV) – MnO2

Кроме перманганата калия, для получения кислорода можно воспользоваться и другими веществами. Например, пероксидом водорода.

   Демонстрирует разложение пероксида водорода с участием оксида марганца(IV) – MnO2

Предлагает познакомиться с текстом учебника  и записать уравнение наблюдаемой химической реакции, определить роль оксида марганца в данном процессе.

В больших количествах кислород требуется в промышленности. В настоящее время разработаны специальные способы получения этого вещества в промышленных условиях.  Чем бы вы воспользовались для получения больших объемов кислорода?

Предлагает воспользоваться текстом учебника  и выяснить, каким образом кислород получают в промышленности.

Физкультминутка.

Уравнения писали, мы немножечко устали.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.

Прочь прогоним лень и скуку

Разомнем сначала руку.

Покрутили головой и усталость вся долой.

Отвели свой  взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево.

Оглядели потолок

Посмотрели все вперед.

 

Осмысляют проблему, предлагают возможные ответы на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение о возможном сценарии развития планеты.

 

 

Слушают объяснение учителя, составляют уравнение реакции

6СО2 +6Н2О+энергия света=С6Н12О6 +6О2

Высказывают свое мнение

 

Наблюдают за проведением эксперимента. Составляют уравнение реакции

                             

 

 

 

 

2HgO = 2Hg + O2

 

 

 

Наблюдают за проведением эксперимента.

Изучают текст учебника, составляют уравнение реакции разложения пероксида водорода. Указывают роль оксида марганца. Формулируют определение катализатора, записывают его в тетрадь.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Изучают текст учебника. Объясняют, на каких свойствах компонентов воздуха основано получение кислорода.

Выполняют задания 5 и 6 в рабочей карте.

Результаты:  в процессе выполнения заданий учащиеся осмысляют проблему, предлагают возможные ответы на проблемный вопрос.

Применение знаний

Цель этапа: использование нового знания для решения  заданий.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

— Ребята, предлагаю выполнить задания  в рабочей карте.

 

Выполняют задания

— Проверьте работу и оцените.

Самопроверка по ключу

(ответы на слайде   презентации)

Выполняют самопроверку и самооценку.

 

— Подсчитайте количество баллов за урок

 

Результаты: актуализация полученных знаний в ходе решения задания.

Рефлексия.

Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дайте самооценку работы на уроке (рабочий лист).

Сегодня я узнал(а) ………….

Было интересно (не интересно) потому что …………….

Теперь я могу ……………….

У меня получилось ……….

На уроке я работал(а) на  ….

Проводят  самооценку

Результаты: оценка своей деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание

§12, подготовить ответ на вопрос № 3

 

Записывают домашнее задание

Результат этапа: проведена рефлексия достижения цели урока, результативности урока на уровне чувств, результата, процесса и ценности.

 

       

 

 

 

Приложение.

РАБОЧАЯ      КАРТА  

 ФИ________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________

 

1.

Воспользуйтесь ПСХЭ Д.И. Менделеева и дайте характеристику кислороду как химическому элементу в соответствии с планом:

·         I. Химический элемент —

·         Положение в ПСХЭ:

·         — порядковый номер

·         — период

·         — ряд

·         — группа

·         — относительная атомная масса Ar (O) =

·         — валентность

·         II. Простое вещество  — кислород

·         — химическая формула –

·         — относительная молекулярная масса Mr (O2) =

·         Химическая природа (металл или неметалл) —

2.

Познакомьтесь с содержанием текста «Кислород в природе», составьте схему, отражающую распространение кислорода в природе.

Кислород в природе

Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов), приходится около 49% массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода — 85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород: речной песок – SiO2,  мрамор, мел – CaCO3 и другие минералы и горные породы. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В составе растений около 40% кислорода, в организме животных  около 20%, в теле человека – около 65%.

Атмосфера

____________

 

 

К
И
С
Л
О
Р
О
Д

Гидросфера

_______________

Земная  кора

_____________

Живые организмы:

Растения_____________

Животные____________

Человек______________

3.

Физические свойства кислорода стр.63, прослушайте сообщение о физических свойствах  кислорода

О2 –

 

 

 

4.

Прослушайте сообщение об открытии кислорода, составить краткий конспект. Зафиксируйте фамилии ученых, открывших кислород, даты открытий.

 

 

 

 

 

5.

Познакомьтесь  со способами получения кислорода в лаборатории, прослушав объяснение учителя.

 

 

6.

Воспользуйтесь текстом учебника  и выясните, каким образом кислород получают в промышленности

 

 

 

 

7.

Выполните задания

1. Укажите, когда речь идет о кислороде как об элементе, и когда как о простом веществе:

А) чистая вода содержит 88,9% по массе кислорода;

Б) воздух содержит 21% кислорода по объему;

В) кислород входит в состав белков, жиров и углеводов и других органических веществ;

Г) человеку для дыхания в течение 1 часа необходимо 30л кислорода;

Д) атом кислорода;

Е) газообразный кислород.

2. Определите массовую долю кислорода в мраморе СаСО3

    1) 0,40     2) 0,56     3) 0,52     4) 0,48

3. Если ватку, смоченную пероксидом водорода, приложить к порезу на коже, то наблюдается выделение газа. Если эту ватку приложить к неповрежденной коже, то выделения газа не происходит. Объясните это явление. Напишите уравнение реакции, происходящей на поверхности пореза.

8.

Подведем итоги

Дайте самооценку работы на уроке.

Сегодня я узнал(а) ………….

Было интересно (не интересно) потому что …………….

Теперь я могу ……………….

У меня получилось ……….

На уроке я работал(а) на  ….

8.

Запишите домашнее задание: изучить §12, подготовить ответ на вопрос № 3 с. 67

Запись опубликована в рубрике Восьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.