Зайцева Ирина Владиславовна, учитель химии МАОУ «СОШ д. Починок», Новоуральский ГО
Тема урока: Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение.
Цели урока для учителя: создание условий для достижения следующих результатов обучения:
личностные:
- развитие познавательных интересов и мотивов учебной деятельности;
- формирование научного мировоззрения обучающихся;
- формирование личностного смысла обучения;
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
метапредметные:
- умение планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как теоретического так и экспериментального характера;
- умение планировать учебную деятельность на уроке при выполнении устных и письменных заданий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
- умение работать с текстом и находить в нем нужную информацию.
предметные:
- различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода;
- устанавливать причинно – следственные связи между физическими свойствами кислорода и способами его собирания;
- составлять уравнения химических реакций получения кислорода;
- проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию кислорода с соблюдением правил техники безопасности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация для урока, рабочие карты для обучающихся.
Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка, комочек ваты, коническая колба, лучинка.
Содержание и ход урока. |
|||
|
|||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Организационный момент |
|||
Приветствует учащихся, определяет готовность учащихся к уроку, создает позитивный настрой |
Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, приветствуют учителя |
||
Целеполагание, планирование деятельности и мотивация |
|||
Предметом изучения науки химии являются вещества, их свойства и химические превращения. Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке. Предлагает учащимся прослушать стихотворение и сформулировать тему и цель урока. В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг, и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без ………. |
Слушают учителя, осмысляют информацию — Без кислорода
|
||
— Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке, значит тема нашего урока….? (запись темы на доске) — А что вы уже знаете о кислороде? Предлагает учащимся вспомнить то, что они знают о кислороде и заполнить в тетрадях таблицу «Знаем, хотим узнать». Подводит учащихся к мысли о том, что они еще не все знают о кислороде. Совместно с учащимися составляет схему действий по приобретению новых знаний. Тема нашего урока — «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства, получение». |
Предлагают варианты тем урока Определяют тему урока
Формулируют цель урока
Заполняют в тетрадях таблицу, намечают план действий по приобретению новых знаний.
|
||
Результаты: учащиеся формулируют тему и цель урока, составляют план действий по приобретению новых знаний. |
|||
Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
|
|||
Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого мы начинаем изучение? Предлагает учащимся воспользоваться ПСХЭ и охарактеризовать кислород как химический элемент по плану: · Положение в ПСХЭ · Металл или неметалл · Валентность в соединениях |
Ответы учащихся. (Кислород самый распространённый химический элемент на Земле).
Работают с рабочей картой, характеризуют кислород как химический элемент |
||
Результаты: учащиеся вспомнили положение кислорода в ПСХЭ, валентность кислорода в соединениях. |
|||
Открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. |
|||
1. Предлагает учащимся познакомиться с содержанием текста «Кислород в природе» (см. рабочую карту), составить схему, отражающую распространение кислорода в природе. |
Читают текст, находят информацию для заполнения схемы.
|
||
2. Предлагает записать в тетрадь план характеристики простого вещества: · Молекулярная формула · Электронная формула · Графическая формула · Тип химической связи · Способы получения в лаборатории и промышленности · Физические свойства · Химические свойства · Применение Предлагает учащимся составить молекулярную, электронную и графическую формулы кислорода, указать тип химической связи |
Фиксируют в тетради план характеристики простого вещества
Составляют требуемые формулы и указывают тип химической связи в молекуле кислорода
|
||
3. Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории. Предлагает учащимся прослушать сообщение об открытии кислорода, составить краткий конспект.
|
На рабочих картах фиксируют фамилии ученых, открывших кислород, даты открытий
|
||
1772–1774 гг. швед. ученый Карл Шееле |
1774 г. англ. ученый Джозеф Пристли
|
1775 г. франц. ученый Лавуазье |
|
4. Ставит перед учащимися проблемный вопрос В виде простого вещества кислород входит в состав атмосферы. В мире сейчас более четверти миллиарда легковых автомобилей, каждый из них на тысячу километров пробега сжигает почти полтонны кислорода, грузовики и автобусы – еще больше. Пассажирский самолет за час полета расходует до 8 т кислорода. Живые организмы, промышленность, транспорт – все потребляют кислород, а он не иссякает. Почему? За счет чего поддерживается постоянное содержание кислорода в атмосфере, несмотря на его огромное потребление? Подводит итог обсуждения. Т.о., постоянство содержания кислорода в атмосфере поддерживается за счет фотосинтеза, осуществляемого растениями. Предложите возможный сценарий развития нашей планеты, если бы не было организмов, синтезирующих кислород. 5. Предлагает учащимся познакомиться со способами получения кислорода в лаборатории. В лабораторных условиях кислород получают разложением некоторых сложных веществ. Нам уже известно, что Дж. Пристли воспользовался реакцией разложения оксида ртути (II) для получения кислорода. Видео поссылке: https://www.youtube.com/watch?v=xefR65CoaOg
Составьте уравнение этой реакции.
Сегодня данный способ получения кислорода не используют. Почему? В школьных лабораториях для получения кислорода в настоящее время используют перманганат калия. Демонстрирует получение кислорода разложением перманганата калия. Собирает кислород методом вытеснения воздуха и воды, доказывает наличие кислорода в сосуде. Составьте уравнение реакции разложения перманганата калия – КMnO4, если известно, что в результате, кроме кислорода, образуется манганат калия – К2MnO4 и оксид марганца(IV) – MnO2 Кроме перманганата калия, для получения кислорода можно воспользоваться и другими веществами. Например, пероксидом водорода. Демонстрирует разложение пероксида водорода с участием оксида марганца(IV) – MnO2 Предлагает познакомиться с текстом учебника и записать уравнение наблюдаемой химической реакции, определить роль оксида марганца в данном процессе. В больших количествах кислород требуется в промышленности. В настоящее время разработаны специальные способы получения этого вещества в промышленных условиях. Чем бы вы воспользовались для получения больших объемов кислорода? Предлагает воспользоваться текстом учебника и выяснить, каким образом кислород получают в промышленности. Физкультминутка. Уравнения писали, мы немножечко устали. Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. Прочь прогоним лень и скуку Разомнем сначала руку. Покрутили головой и усталость вся долой. Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево. Оглядели потолок Посмотрели все вперед.
|
Осмысляют проблему, предлагают возможные ответы на проблемный вопрос.
Высказывают свое мнение о возможном сценарии развития планеты.
Слушают объяснение учителя, составляют уравнение реакции 6СО2 +6Н2О+энергия света=С6Н12О6 +6О2 ↑ Высказывают свое мнение
Наблюдают за проведением эксперимента. Составляют уравнение реакции
2HgO = 2Hg + O2 ↑
Наблюдают за проведением эксперимента. Изучают текст учебника, составляют уравнение реакции разложения пероксида водорода. Указывают роль оксида марганца. Формулируют определение катализатора, записывают его в тетрадь. Высказывают свое мнение.
Изучают текст учебника. Объясняют, на каких свойствах компонентов воздуха основано получение кислорода. Выполняют задания 5 и 6 в рабочей карте. |
||
Результаты: в процессе выполнения заданий учащиеся осмысляют проблему, предлагают возможные ответы на проблемный вопрос. |
|||
Применение знаний Цель этапа: использование нового знания для решения заданий. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
— Ребята, предлагаю выполнить задания в рабочей карте.
|
Выполняют задания |
||
— Проверьте работу и оцените. Самопроверка по ключу (ответы на слайде презентации) |
Выполняют самопроверку и самооценку.
|
||
— Подсчитайте количество баллов за урок |
|
||
Результаты: актуализация полученных знаний в ходе решения задания. |
|||
Рефлексия. Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Дайте самооценку работы на уроке (рабочий лист). Сегодня я узнал(а) …………. Было интересно (не интересно) потому что ……………. Теперь я могу ………………. У меня получилось ………. На уроке я работал(а) на …. |
Проводят самооценку |
||
Результаты: оценка своей деятельности. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Домашнее задание §12, подготовить ответ на вопрос № 3
|
Записывают домашнее задание |
||
Результат этапа: проведена рефлексия достижения цели урока, результативности урока на уровне чувств, результата, процесса и ценности.
|
|||
Приложение.
РАБОЧАЯ КАРТА
ФИ________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________
1. |
Воспользуйтесь ПСХЭ Д.И. Менделеева и дайте характеристику кислороду как химическому элементу в соответствии с планом: · I. Химический элемент — · Положение в ПСХЭ: · — порядковый номер · — период · — ряд · — группа · — относительная атомная масса Ar (O) = · — валентность · II. Простое вещество — кислород · — химическая формула – · — относительная молекулярная масса Mr (O2) = · Химическая природа (металл или неметалл) — |
|||||
2. |
Познакомьтесь с содержанием текста «Кислород в природе», составьте схему, отражающую распространение кислорода в природе. Кислород в природе Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов), приходится около 49% массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода — 85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород: речной песок – SiO2, мрамор, мел – CaCO3 и другие минералы и горные породы. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В составе растений около 40% кислорода, в организме животных около 20%, в теле человека – около 65%.
|
|||||
3. |
Физические свойства кислорода стр.63, прослушайте сообщение о физических свойствах кислорода О2 –
|
|||||
4. |
Прослушайте сообщение об открытии кислорода, составить краткий конспект. Зафиксируйте фамилии ученых, открывших кислород, даты открытий.
|
|||||
5. |
Познакомьтесь со способами получения кислорода в лаборатории, прослушав объяснение учителя.
|
|||||
6. |
Воспользуйтесь текстом учебника и выясните, каким образом кислород получают в промышленности
|
|||||
7. |
Выполните задания 1. Укажите, когда речь идет о кислороде как об элементе, и когда как о простом веществе: А) чистая вода содержит 88,9% по массе кислорода; Б) воздух содержит 21% кислорода по объему; В) кислород входит в состав белков, жиров и углеводов и других органических веществ; Г) человеку для дыхания в течение 1 часа необходимо 30л кислорода; Д) атом кислорода; Е) газообразный кислород. 2. Определите массовую долю кислорода в мраморе СаСО3 1) 0,40 2) 0,56 3) 0,52 4) 0,48 3. Если ватку, смоченную пероксидом водорода, приложить к порезу на коже, то наблюдается выделение газа. Если эту ватку приложить к неповрежденной коже, то выделения газа не происходит. Объясните это явление. Напишите уравнение реакции, происходящей на поверхности пореза. |
|||||
8. |
Подведем итоги Дайте самооценку работы на уроке. Сегодня я узнал(а) …………. Было интересно (не интересно) потому что ……………. Теперь я могу ………………. У меня получилось ………. На уроке я работал(а) на …. |
|||||
8. |
Запишите домашнее задание: изучить §12, подготовить ответ на вопрос № 3 с. 67 |