Ситуационные задания на уроках химии как инструмент формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Матвеева Ирина Альбертовна, учитель химии МАОУ «СОШ №4» г. Арамиль, Свердловская область

На современном этапе развития общества изменились требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы.  Новый  ФГОС ориентирован на выпускника, который  должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике.  Кроме того, требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС, в том числе и по химии,  предполагают достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов каждого выпускника, что, в свою очередь, приводит к поиску и разработке новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования таких достижений особое место занимают ситуационные  задания,  цель  которых – научить школьников актуализировать нужную информацию и применять ее для решения проблемы, которая в тексте задания может быть сформулирована не всегда в явном виде. Ситуационные задания лежат в основе диагностического инструментария современных международных исследований качества образования (TIMSS, PISA).

   Данный тип заданий берет начало от метода кейс – технологий, использующий  ситуационный анализ  некоторой происшедшей или возможной ситуации в социальном жизненном пространстве, в основе которого лежит реальная учебная проблема. Для конструирования  ситуационных заданий  педагогу необходимо использовать следующую логику их построения:

  1. Подбор простых текстов с заданной информацией явного и неявного характера или сложных текстов разных видов и жанров. Внутри текстов могут быть использованы различные формы подачи информации (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики).
  2. Формулировку личностно-значимого вопроса, убеждающего обучающихся в необходимости получения и усвоения предлагаемого знания.
  3. Сопровождение текстовой и другой информации вопросами и заданиями проблемного характера, предполагающими обобщение информации, соотнесение представленного содержания с собственным жизненным опытом. Предлагаемые задания должны быть ориентированы на получение продукта. В связи с этим, ситуационные задачи часто выступают как основа для решения будущих проектных задач.
  4. Задания, представленные в задаче, должны быть разнообразными, что позволяет ученикам не просто воспроизводить знания, а оценивать предлагаемую информацию, формулировать гипотезу, делать выводы и высказать свою точку зрения о взаимосвязи описанных процессов и явления, предлагать и рассматривать разные варианты решений, использовать имеющиеся знания для решения задачи.

При решении  ситуационной задачи  обучающимся рекомендуется следующий порядок действий:

 1) Сбор данных о предметах, процессах и явлениях, о которых говорится в задаче, используя различные информационные источники. Это этап обучения работы с информацией.

2) Сопоставление найденной информации со знаниями, полученными при обучении конкретных предметов. На этом этапе реализуются межпредметные связи и умение применять знания в нестандартных ситуациях.

3) Сопоставление различных точек зрения – этап развития критического мышления.

 4) Коллективное обсуждение – развитие коммуникативных умений.

5) Формирование обоснованных выводов и аргументированного ответа на вопрос задачи. 

        Таким образом, применение традиционных задач на уроке химии направлено, прежде всего, на раскрытие  перед обучающимися количественной стороны предмета, что объединяет химию с точными науками. При этом происходит закрепление и совершенствование химических понятий о веществах и процессах, осуществляется переход от абстрактного мышления к практическому применению, связь частного с общим. При использовании в обучении химии ситуационных задач раскрывается связь предмета с повседневной жизнью, конкретизируются и расширяются знания о химических веществах и процессах, раскрывается связь химии с другими предметами учебного плана, в том числе  гуманитарного направления, устанавливаются межпредметные связи химии с физикой, математикой. Если традиционные задачи по химии направлены на формирование рациональных приемов мышления, то ситуационные задачи позволяют еще и развивать творческое и критическое мышление, умение работать с текстом, формировать универсальные учебные действия учащихся.

Литература.

  1. Аршанский  Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф, 2012.- 176 с.
  2. Блинова Е. Что такое контекстная задача. URL:http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815 (дата обращения: 20.01.2022).
  3. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии. URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html (дата обращения: 20.01.2022).
  1. Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии//Химия в школе.-2019. — №5 — С.27-32.

5 . Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в

школе. – 2019. – №8 – с.43-47.

  1. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.,1982.
  2. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся.

URL: rudocs.exdat.comdocs2/index-579437.html (дата обращения: 20.01.2022).

8.Павленко У.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения.

URL:http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf(дата обращения: 20.01.2022).

Запись опубликована в рубрике Восьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.