Постникова Нина Ивановна,
учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Первоуральск
Модульная технология на уроках химии
Главное требование, предъявляемое к современному уроку химии — это высокий уровень самостоятельности учащихся, для достижения которого необходимы их развитая познавательная потребность, субъективная позиция, способность самостоятельно ставить и достигать образовательной цели в ходе решения учебно-познавательных задач. На таком уроке учащиеся самостоятельно добывают новые для себя знания, используя различные источники информации: наблюдение, эксперимент, учебники и учебные пособия, Интернет. Современный урок характеризуется групповыми формами организаций учебно-познавательной деятельности, позволяющими учащимся обмениваться информацией при совместном решении учебно-познавательных задач.
При организации современного урока учитель на практике сталкивается с двумя проблемами:
- Необходимость создания сценария и проектирования каждого урока, что требует колоссальных усилий на его подготовку;
- Низкая учебно-познавательная мотивация учащихся.
Современный УМК при методически грамотном его использовании позволяет преодолеть как первую, так и вторую проблему.
В последние годы учащиеся, по разным причинам, не в полной мере используют учебники и учебные пособия для овладения новым учебным содержанием. Учащимся необходимо учиться использовать различные источники информации, что развивает умения перерабатывать информацию, выделять главное и отбрасывать второстепенное. Учебники и учебное пособия должны стать одним из главных средств, позволяющих достигать запланированные образовательные результаты. Примером применения является модульное обучение для организации современного урока химии.
Сущность модульного обучения заключается в том, что учение самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:
- цель усвоения модуля;
- где найти учебный материал;
- как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить, заполнить таблицу и т.д.);
- как проверить правильность выполнения задания (контроль-тесты, письменные работы и т.д.) – определяет степень усвоения материала).
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит от того, как подготовлены инструкции для учащихся. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умела помощь учителя на первых уроках позволяет ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку.
На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым ребенком.
Итак, в результате использования элементов модульного подхода решаются следующие проблемы:
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи системы контроля и оценок;
- уровневая дифференциация обучения;
- большая самостоятельность в получении знаний и использовании их на практике;
- наглядное и компактное конструирование учебного материала;
- педагог выступает в роли координатора, что благоприятно отражается на взаимоотношениях «учитель-ученик»;
Я использую разработки уроков по химии по некоторым темам, например, в 8 классе «Строение атома», а в 9 классе «Сера и ее свойства».
Урок «Строение атома»
Цель:
— познакомиться со строением атома;
— научиться составлять схемы строения атома
№ | действия | примечание |
1 | Выполните тест (входной контроль)
1. Ядро атома заряжено A) положительно Б) отрицательно В) не имеет заряда 2. В центре атома расположено (ы) А) электроны Б) ядро В) ионы Электрон заряжен A) положительно Б) отрицательно B) не имеет заряда 3. Заряд ядра атома численно совпадает с A) номером группы Б) порядковым номером B) относительной атомной массой 4. Число электронов в атоме углерода равно: А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 12 |
|
1.1 | Проверьте правильность выполнения теста | Оцените себя |
2 | Составьте конспект «состав атома» | Внимательно слушайте учителя и делайте соответствующие записи |
2.1 | Рассмотрите состав атомов следующих элементов: магния, лития, бора, мышьяка, водорода, алюминия | Работайте параллельно с записями на доске |
2.2 | Рассмотрите состав атома следующих элементов: фтор, железо, йод | Выполните самостоятельно
|
2.3 | Определите, о каком элементе идет речь:
— имеет 35 электронов в атоме — имеет 19 протонов содержит 47 протонов |
Выполните
самостоятельно |
2.4 | Рассчитайте массу 0,5 моль вещества, атом которого содержит 20 протонов | Выполните
самостоятельно |
3 | Познакомьтесь с понятием изотопы | |
3.1 | Рассмотрите состав атома следующих изотопов: 39К , 40К. Укажите сходства и отличия в строении их атомов | |
4 | Составьте конспект «электронное строение атома» | Внимательно слушайте учителя и делайте соответствующие записи |
4.1 | Распределите электроны по уровням у элементов 2(3) периода | |
5 | Задайте интересующие вопросы по теме урока | |
6 | Ответьте, насколько вы достигли поставленных целей | |
7 | Домашнее задание |
Урок «Сера и ее свойства»
Цели:
1) рассмотреть физические и химические свойства серы
2) закрепить умения находить массовую долю элемента в соединении, составлять окислительно-восстановительные реакции
№ | действия | примечание |
1 | Проверочная работа | |
2 | Строение атома серы. Составьте схему строения атома | |
2.1 | Используя электронно-графическую формулу, поясните, какие степени окисления может образовать сера | |
3 | Физические свойства серы | §22 |
3.1 | Что такое аллотропия? Приведите примеры аллотропных видоизменений серы. Может ли одна форма переходить в другую? | |
3.2 | Перечислите физические свойства ромбической серы | |
3.3 | Составьте формулы соединений серы, встречающихся в природе;
1 вариант 2 вариант сульфид цинка — сульфид меди (II) сульфат калия — сульфат цинка |
Оценит учитель |
3.4 | Рассчитайте массовую долю серы в;
1 вариант — пирите FeS2 2 вариант — цинковой обманке ZnS |
Проведите расчеты по формулам
W (Э) = |
4 | Перечислите химические свойства серы. Приведите примеры реакций | §22 |
4.1 | Закончите уравнения реакций. Для любой из них составьте окислительно-восстановительные реакции
1 вариант 2 вариант S + К -> S + A1-> S + Вr2 -> S + С12 -> |
Сделайте соответствующие записи в тетради. Оценит учитель |
5 | Перечислите применение серы | |
5.1 | Какой объем воздуха потребуется для сжигания 5 моль серы | |
6 | Домашнее задание § 22 |