Черепанова Елена Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №12, г. Первоуральск
Внедрение модели обучения «Цикл Колба» с целью реализации требований стандарта по химии
Для построения уроков я предлагаю использовать одну из моделей обучения, основанную на поэтапном формировании умственных действий — Цикл Колба.
Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб. По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия.
Основные 4 этапа модели Колба таковы:
- Получение опыта или описание получения опыта (учебное упражнение, решение задачи или проблемы, выполнение задания)
Человек пробует сделать что-либо из того, чему учится, причем так как умеет сейчас, вне зависимости от того, являются ли его навыки достаточными.
РЕЗУЛЬТАТ: понимание необходимости дальнейшего обучения (не получилось или получилось не слишком хорошо).
- Рефлексия (обзор)
Анализ плюсов и минусов приобретенного опыта, выводы о том, что было сделано удачно, а что можно было сделать лучше или по-другому.
РЕЗУЛЬТАТ: подготовленность к необходимости изменений и обучен, в ряде случаев — полное или частичное знание того, как действовать правильно.
- Теория (абстрактная концептуализация, связь с более общей теорией)
Получение теоретических знаний о том, как действовать правильно в связке с приобретенным опытом и его анализом.
РЕЗУЛЬТАТ: получены правильные алгоритмы действий на будущее.
- Закрепление на практике (применение в новой ситуации)
Отработка теории, перевод знаний в умения и навыки, корректировка со стороны руководителя.
РЕЗУЛЬТАТ: полностью или частично отработаны и закреплены необходимые навыки.
Успешность модели Колба основана на том, что она удобна, подходит практически для любого человека. Также модель Колба основывается на имеющемся у человека опыте, а значит, обучение будет максимально результативным.
8 класс. Тема урока: « Соли как производные кислот и оснований«
В начале урока создается следующая ситуация.
У вас дома в кладовой образовался беспорядок. Бутылочки с веществами перепутались и стоят на разных полках. Ваша задача навести порядок. На первой полочке поместить баночки с оксидами, на второй — баночки с основаниями, на третьей — баночки с кислотами, а на четвертой — баночки с солями.
NaOH, CuO, KCl, H2SO4, P2O5, Mg(NO3)2, HCl, Ca(OH)2.
Вызов.
Работа в 4-х группах по 6 человек. Обсудите и заполните таблицу. Подготовьте общий ответ.
Далее обсуждаем, что получилось? Все справились с заданием? Что вызвало затруднение?
Две группы справились с заданием полностью, третья группа допустила одну ошибку (записав одну формулу соли в кислоты), четвертая группа допустила две ошибки, записав формулы солей в другие столбцы, а столбец с наименование «соли» остался незаполненным.
После обсуждения ответов учащиеся самостоятельно формулируют название темы, цели и задачи урока.
Учащиеся самостоятельно дают определение «солей». Как можно проверить правильность ответа? Использовать учебник.
С помощью таблицы растворимости составить формулы солей и установить соответствие предложенных названий солей с составленными формулами.
Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей. После чего учащиеся делают выводы, что некоторые соли представляют из себя кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Классификация солей: по составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами); по растворимости: растворимые в воде и нерастворимые.
Для закрепления на практике учащимся предлагается следующее задание:
Из имеющихся на столе реактивов в результате смешивания только двух веществ получить сульфат бария, описать получившуюся соль. Составить формулу соли.
По итогам изучения темы проводится рефлексия содержания материала — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Это упражнение «Плюс — минус — интересно» можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
Какие образовательные результаты формирует урок?
- Регулятивные – умение решать проблемы.
- Коммуникативные – вести диалог.
- Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
- Личностные – формируется система ценностных отношений обучающихся — к себе (я могу), другим участникам ОП, самому образовательному процессу и его результатам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- получить представление об основном классе неорганических соединений «Соли» (определение, названия, классификация, физические свойства);
- составлять химические формулы солей по степеням окисления.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- вести информационный поиск, произвольно и/или осознанно строить речевое высказывание;
- учитывать разные мнения, сравнивать разные точки зрения в сотрудничестве, делать выбор.
Личностные :
- готовность и способность к саморазвитию, познавательной деятельности;
- сформированность мотивации к обучению;
- формирование коммуникативной компетенции в общении.
Заключение
Применяя модель обучения — Цикл Колба, при планировании и проведении урока, нам удается решить проблемы, поставленные не только на данном уроке, но и в жизни:
- жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»;
- мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений;
- мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания);
- получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.