Деева Юлия Анатольевна,
МБОУ СОШ №9 п. Буланаш, Артемовский район
Методическая разработка интегрированного урока (химия+география)
Представленный на рассмотрение интегрированный урок по теме «Состав, переработка нефти и экологические проблемы, связанные с ней» играет роль итогового урока после изучения темы «Углеводороды». В ходе занятия учащиеся осмыслят, в чём практическое применение ранее изученного материала.
Урок предполагает систематизацию большого объёма знаний, объединённых одной достаточно крупной проблемой (проблема экологической безопасности).
Лабораторный опыт по изучению физических свойств нефти и бензина позволит включить в познавательный процесс все рецепторы: не только слуховые, но и зрительные, обоняние и т.д.
В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм проведения урока предлагается физминутка – несимметрическая гимнастика, которая улучшает координацию движения, снимает скованность, усталость, нервное напряжение. Профориентация, проводимая на уроке – ещё один важный аспект данного урока (указываются ВУЗы, специальности нефтехимического профиля).
Первичное закрепление плавно подытожит урок. Выводы по уроку направлены на формирование экономического мышления старшеклассников: ведь нефтяная промышленность – одна их основных плательщиков налогов в государственный бюджет.
Рефлексивный тест в заключение урока позволит учащимся адекватно оценить своё психологическое состояние, задать позитивный настрой в целом на дальнейшее продвижение в образовательном процессе.
Цели урока:
- Познакомить с составом нефти и способами ее переработки.
- Рассмотреть основные международные грузопотоки нефти, определить страны, которые остаются ведущими экспортерами нефти.
- Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.
- Проверить и оценить умение работать с дополнительными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения и выводы.
Ход урока.
Учитель химии.
Опрос домашнего задания: 5 мин. на тест, после-взаимопроверка в парах.
Химия
- Вещество, формула которого С6Н6 , относится к классу:
А) алканов Б) алкенов В) ароматических углеводородов.
- Физические свойства бензола:
А) бесцветная жидкость, не растворимая в воде
Б) газ со специфическим запахом
В) твёрдое нелетучее вещество
- В реакции с бромной водой бензол:
А) не обесцвечивает бромную воду
Б) обесцвечивает бромную воду
В) выпадает в осадок
География
- Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится
Природные ресурсы | Виды природных ресурсов |
1)каменный уголь
2)лесные 3)энергия Солнца |
А) неисчерпаемые
Б) исчерпаемые возобновимые В) исчерпаемые невозобновимые |
- Большая часть мировых запасов природного газа сосредоточена в:
А) Северном полушарии Б) Южном полушарии
- В настоящее время наиболее интенсивно используют ресурсы Мирового Океана:
А) водные Б) биологические
В) минеральные Г) энергетические
Записать в тетради тему урока. Прочитать цели урока.
Учитель географии: Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.
Сообщение ученика «Роль нефти в современном мире».
Учитель географии: Рассмотрите карту минеральных ресурсов мира. Назовите регионы и названия бассейнов нефтегазоносных.
Учитель химии. Информация о теориях происхождения
Лабораторный опыт№1 Физические свойства нефти.
Ход работы:
- Рассматриваем пробирку с нефтью (маслянистая жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)
Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов. - Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.
Учитель географии: О влиянии нефти (продолжение Л.о. обмакивание пера в стакан с водой на поверхности которой пленка из нефти).
Записать в тетрадь: Нефть – горючая маслянистая жидкость тёмно-бурого цвета с характерным запахом.
Учитель химии: Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений: алканы, циклопарафины, ароматические углеводороды.
Учитель химии: Можно ли выразить состав нефти одной формулой?
Учитель географии: Распределение основных запасов нефти в мире.
Учитель химии: Нефть добывают на суше и на море, а перерабатывают нефть на нефтеперерабатывающих заводах.
Способы переработки нефти:
- Физический метод (первичная переработка самой нефти)
- Химический метод (вторичная переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)
Фракции | Состав фракции | t кипения | Применение |
Профориентация: Специальности нефтепереработки:
УрФУ: 240403 ХТПЭ — химическая технология природных энергоносителей
УГГУ: 130304.65 ГН – геология нефти и газа.
Учитель географии: Топливная промышленность в мировом хозяйстве.
Работа с контурной картой. Закрепляя предложенный материал, выполните задание №2:( используя стр.127, рис. 25)на контурных картах. Отметьте основные грузопотоки нефти.
Учитель химии: Нефть используется в мировом хозяйстве, не только как энергоресурс, но и широко применяется в химической промышленности.
Работа с раздаточным материалом: учебный текст «Бензин» (Приложение
Учитель географии: Продукты переработки нефти широко используются, но они создали большие экологические проблемы.
Сообщение ученика: «Нефтяная чума».
Выводы по уроку:
- «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» Д.И. Менделеев
- Жизнь немыслима без продуктов нефтепереработки, но они экологически небезопасны
- Необходим поиск новых безопасных видов топлива
Рефлексия
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь и обдумайте, что делали на уроке. Листочки не подписывайте, в случае согласия с утверждением поставьте около него знак «+», несогласия «-»
Рефлексивный тест
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На занятии было над чем подумать.
- На все возникшие у меня в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.
- На занятии я поработал(а) добросовестно и цели достиг(ла).
Приложение
Бензин представляет собой смесь летучих углеводородов. В автомобильном двигателе смесь паров бензина и воздуха зажигается искрой от запальной свечи в тот момент, когда смесь газов внутри цилиндра сжата поршнем. При сгорании бензина происходит сильное и плавное расширение газа в цилиндре, заставляющее поршень перемещаться в цилиндре и приводить в движение коленчатый вал двигателя. Если горение газа происходит слишком быстро (горючая смесь детонирует), поршень получает резкий толчок вместо мощного плавного наращивания усилия. В результате в двигателе возникает «стук», а эффективность получения полезной мощности снижается.
Качество бензина как автомобильного горючего определяется его октановым числом. Бензины с высоким октановым числом (ОЧ) сгорают медленнее и равномернее (они дороже). Оказывается, что высокоразветвлённые алканы обладают более высоким ОЧ, чем неразветвлённые.
ОЧ бензина получают путём сравнения его детонационных свойств с детонационными свойствами изооктана и гептана. Изооктан (2,2,4-триметилпентан) имеет октановое число 100, а гептан – 0. Бензин с такими же детонационными свойствами, как смесь 95% изооктана и 5% гептана, имеет ОЧ 95.
Для того, чтобы улучшить ОЧ смеси, к ней добавляют антидетонирующие присадки, т.е. вещества, помогающие управлять скоростью горения бензина. Для этой цели чаще всего используют такие соединения, как тетраэтилсвинец или тетраметилсвинец. При содержании одного из соединений свинца в количестве 2-3 мл на 3,8 л бензина, его ОЧ повышается на 10-15 единиц. В настоящее время применение соединений свинца резко сокращается. Почему?
Ответить на вопросы:
- Что собой представляет бензин?
- Чем определяется качество бензина?
- Для чего применяют антидетонирующие присадки?