Тулиганова Разида Габдулловна, МАОУ «СОШ № №30 им. 10-го гвардейского УДТК», г. Дектярск
Обучаюшие тестовые задания как элемент системы обучения
Реальность настоящего времени требует формирования у учащихся навыков работы с тестовыми заданиями в течение года. Обычно в качестве тестовых материалов берутся тесты контролирующего характера, особенностью которых является наличие критериев оценивания. Это снижает субъективность оценивания.
В последнее время возросла значимость использования обучающих тестов, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с контролирующими тестами.
Использование обучающих тестов позволяет повысить эффективность подготовки выпускников к процедурам ОГЭ и ЕГЭ, поскольку предполагает повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности и развитие умений самоанализа и самокоррекции.
Обучащиеся получают возможность обучаться в индивидуальном темпе, объективно оценивать качество знаний, осуществлять самоконтроль и коррекцию знаний, отрабатывать практические навыки решения заданий контрольно-измерительных материалов. Обучающие тесты помогают систематизировать изученный материал.
Цель обучающих тестов: Создать условия для успешного усвоения тем.
Задачи:
Образовательные: активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством реализации деятельностного подхода.
Развивающие: продолжить развитие умения самостоятельно добывать и оценивать знания, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: способствовать повышению уровня самостоятельности познавательной деятельности обучающихся.
Применение обучающих тестов в учебном процессе позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу.
Создаются условия, которые позволяют развивать у учащихся умение отвечать на поставленный вопрос, ставить перед собой цели, принимать решения. Сам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний, овладение приемами действий в нестандартных ситуациях. Такая форма обучения и контроля знаний учащихся вызывает интерес к предмету.
Использование обучающих тестов позволяют старшеклассникам проконтролировать и закрепить знания, полученные на уроках химии.
Особенности обучающего теста:
- информационная часть (теоретический материал по теме)
- текст задания
- комментарий учителя
Примеры обучающих тестов
- Информационная часть
А) Повтори:
- при горении сложных веществ образуются оксиды элементов, входящих в состав вещества.
- Молярный объем газообразных веществ (при н.у.)
равен 22, 4л/моль.
Б) Вспомни формулы вычисления количества вещества и массы по известному объему.
В) Напиши уравнение реакции горения сложного вещества, в уравнении реакции не забудь расставить коэффициенты.
- Текст Задания
Масса кислорода, необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.) сероводорода, равна:
- 0,3 г 2) 0,45 г 3) 10,08 г 4) 14,4 г
- 3. Комментарий учителя
А) Если у Вас получился ответ №1, то вы остановились на первом действии. 0,3 моль – это количество вступившего в реакцию сероводорода.
Б) Если у Вас получился ответ №2, то вы остановились на втором действии. 0,45 моль — это количество вступившего в реакцию кислорода.
В) Если Вы получили ответ №3, значит, Вы вычислили не массу кислорода, а его объём.
Г) Если Вы получили ответ №4 (14,4 г) , то задача решена до конца и верно!!!
Если у Вас другой ответ – проверь коэффициенты в уравнении реакции и формулы расчетов: n, M, Vm.
- Информационная часть
А) Определение степеней окисления в соединениях.
В простых веществах степень окисления равна нулю.
Сумма степеней окисления атомов в соединении всегда равна нулю.
Минимальную возможную степень окисления для неметалла определяем по формуле: №группы – 8.
Минимальную степень окисления неметалл проявляет в бинарных соединениях с менее электроотрицательным элементом (водородом, металлом, неметаллом с меньшей электроотрицательностью).
- У элемента с меньшей электроотрицательностью ставим «+»
- У второго элемента « — »
- Определяем количество « — » по формуле: 8- № группы.
- Количество «+» считаем: на примере
(+1)∙2 +Х∙2 +(-2)∙7 = 0
Х=6
- Текст Задания
Одинаковую степень окисления хлор имеет в каждом из двух соединений:
- CrCI3 и СI2O7
- KCIO4 CI2O7
- KCI HCIO
- KCIO2 BaCI2
- Комментарии учителя
Сразу можно убрать варианты ответов 1, 3, 4 потому, что в соединениях с металлами у хлора -1, с кислородом степень окисления положительная, поэтому там совпадения не будет. Исходя из этого, мы пришли к правильному ответу — 2.
Если выбран другой ответ, см. п. 1